#Учиться #Делать #Отдыхать

Катя Тейлор: «Культурная децентрализация уже началась»

Благодаря локальным инициативам в Украине исчезает монополия столицы на культурную и интеллектуальную жизнь.

Арт-менеджер и ведущая программы «Искусственный интеллект» на радио «Аристократы» Катя Тейлор сейчас живет на два города — Киев и Одессу, где она курирует ряд проектов. О культурной децентрализации, имидже страны, о влиянии искусства на повседневную жизнь — в интервью ForshMag.

Искусство и облик города

На базовом уровне Одесса — это курортный город, где можно вкусно поесть и повеселиться. Это неплохой имидж. Здесь есть мощный творческий потенциал и его нужно использовать, но пока на этом не акцентируют внимание. За последние год-два появились культурные инициативы вроде «Зеленого Театра», «Чайной фабрики» и других. Это верный признак того, что есть запрос на культуру. Правда, одесская яркая идентичность мешает культурным агентам принимать нестандартные решения. Когда я начала работать в Одессе (Катя курирует галерею современного искусства Invogue – прим.), заметила, что, обычно, это происходит со словами: «У нас это не сработает». У города есть сформированный образ, который его жители не хотят менять, даже если это и приведет к улучшениям. Ведь изменения означают выход из зоны комфортного существования. А человек по своей природе этого не любит. Поэтому изменения в Одессе могут занять больше времени, чем, например, в Киеве, где в силу большого количества инициатив априори нет комфортной зоны, есть постоянная зона турбулентности.

Больше по теме: Бренд города создают его жители

Искусство в публичном пространстве влияет на имидж места — сквера, площади, района или города, в зависимости от масштабов проекта. Возьмем скульптуру «Клауд-Гейт» в Чикаго британского художника Аниша Капура. Она довольно быстро стала визитной карточкой города. Даже если вы никогда не видели ее воочию, то вы все равно знаете, что это — Чикаго.

Chicago_Bean_Bohne_(22198850386)

Скульптура «Клауд-Гейт» Аниша Капура в центре Чикаго. Фото: Wikimedia.

В ближайшее время проектов такого масштаба в Украине не предвидится. Это связано c рядом экономических и социальных проблем. В государственных кулуарах, где принимаются решения по поводу установки объектов публичного искусства, нет понимания целей искусства, его ценностей и преимуществ. Ведь скульптуры вроде «Клауд-Гейт» Аниша Капура или «Ангел севера» Энтони Гормли (установлена в Англии) — это не просто объекты сами по себе. Они являются вершиной айсберга благополучной модели государства. Если арт-объект — это визитная карточка города, то за ним стоит определенный посыл.

Перед нами пока стоят иные вызовы — хаотичная реклама, парковки и другие объекты, захламляющие публичное пространство. В городской среде всего слишком много. И пока эти вопросы не решены, категорически запрещено «улучшать» город с помощью искусства. Это все равно что месяц не мыться, расчесать грязную голову и сказать, что вот теперь все в порядке.

В городской среде всего слишком много. И пока эти вопросы не решены, категорически запрещено «улучшать» город с помощью искусства. Это все равно что месяц не мыться, расчесать грязную голову и сказать, что вот теперь все в порядке.

Культурная децентрализация в Украине уже началась. В регионах организовывается множество мероприятий — от фестиваля «Конструкция» в Днепре до «Чорного кола» в Яремче, Ивано-Франковской области. Это и есть культурная децентрализация. Очень важно, чтобы локальные проекты освещались в СМИ, получали поддержку местного бизнеса, муниципалитетов и, в перспективе, государства. Это поможет им развиваться и обратить на себя внимание широкой аудитории и потенциальных партнеров.

Вернуть интерес к Украине

Даже среди западных интеллектуалов мало кто понимает, что происходит в Украине. Не говоря уже о среднестатистическом жителе. Мы прогремели Революцией Достоинства на весь мир и нас услышали. И теперь, нам кажется, все с трепетом следят за войной на Востоке. Но это не так. Как мы знаем, новости меркнут очень быстро. Как правило, люди совсем не стремятся разбираться в том, что далеко от них. Вот вы в курсе, что именно сейчас происходит в Сирии?

Война – это тема, интерес к которой сложно поддерживать постоянно, если не происходит ничего экстраординарного. Украина рискует попасть в так называемую «мертвую зону», когда новости о войне сознательно не будут читать. В этом смысле культурная дипломатия – наше все. Именно с помощью этого мощнейшего инструмента мы можем создавать новости другого плана, которые вернут интерес к Украине и сформируют ее позитивный имидж.

IMG_0795

Катя Тейлор в Одессе. Фото: Анастасия Потапова.

Художник не обязан быть рупором

Искусство не способно конкурировать с телевизором за первостепенное право говорить о социальных и политических проблемах. Но оно может стать поводом посмотреть на эти проблемы под другим углом — без пропаганды. Художник не должен быть рупором, хотя, конечно, может, если он политический активист. Чаще позиция художника менее радикальная. Он исследует важные для человека темы и говорит о них со зрителем с помощью материалов и методов, которые, на его взгляд, расскажут об этом наиболее репрезентативно.

Художник не должен быть рупором, хотя, конечно, может, если он политический активист. Чаще позиция художника менее радикальная.

Впрочем, искусство и не борется за миллионы. Большинству хочется чего-то понятного и простого — посмотреть сериал или развлекательное шоу. Так уж устроено, что людям более комфортно с тем багажом знаний, который у них имеется. Они не хотят напрягаться, идти в галерею современного искусства, ведь там их «не ждет ничего хорошего». Потому что туда приходят не смотреть, а думать. Штука в том, что «хорошее» можно найти в сериале, а у искусства другие задачи — заставить вас проснуться и отряхнуться от пыли псевдокомфорта, увидеть окружающий мир и начать нести ответственность за изменения в нем. Искусство для тех, кто готов не просто критиковать увиденное, а открыться новому знанию, впечатлению.

Больше по теме: Музеи как пространство, где посетители имеют возможность думать

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться