#Учиться #Делать #Отдыхать

В мастерской спасателя картин

Илья Поляков сохраняет произведения искусства от воздействия времени и человека.

Профессия художника-реставратора относится к тем редким и почти неизвестным широкой аудитории ремеслам, которыми занимается всего несколько десятков специалистов по всей Украине. ForshMag пообщался с сотрудником Одесского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. Кисти, медицинский скальпель, маленький советский утюжок — атрибуты мастерской художника-реставратора Ильи Полякова.

_DSC0029

Илья Поляков в своей мастерской. Фото: Стефания Амамджян.

Картины рассказывают мне свои истории. Последствия предыдущих реставраций всегда заметны на полотнах, особенно ранних периодов, когда ремесло только зарождалось как профессиональный вид деятельности. На наших географических просторах всерьез о реставрации начали говорить в конце XIX века. В науку процесс превратился к 30-м годам XX века. Первые реставрационные мастерские в Украине существуют с 1938 года. Сначала они базировались только в Киеве. Филиалы в регионах появились 30 лет назад. Профессии еще нет и ста лет. И за этот век было много варварских реставраций, так как зачастую подобные работы выполняли люди без специального образования. Как правило, этим занимались художники, которые только портили картины своим вмешательством. Восстанавливать такие полотна сложнее, чем произведения, поврежденные временем.

За этот век было много варварских реставраций, так как зачастую подобные работы выполняли люди без специального образования.

Каждое произведение искусства индивидуально, как и человек, написавший его. У картин есть свой жизненный цикл, своя история. Даже иконы, написанные в одно и то же время в одних мастерских, но подверженные различным обстоятельствам, доходят до нас в разном состоянии. В этом и заключается наибольший интерес профессии. Каждая картина, приходящая на реставрацию, — это вызов. Медленный и кропотливый труд за сохранение живописных шедевров может длиться годы. В среднем реставрация одного произведения занимает от полугода до трех лет и больше. Знаменитую картину «Даная» Рембрандта, на которую вылили серную кислоту, реставрировали лучшие эксперты «Эрмитажа» на протяжении 12 лет.

Фото: Стефания Амамджян.

Во время реставрации мы занимаемся не только исследованием материальной структуры, но и углубляемся в искусствоведческую сторону изучения картин. В полотнах заложено огромное количество информации. При анализе произведений нам открываются имена изображенных людей, можно узнать больше об эпохе и ее личностях по орденам, украшениям. За потемневшим от времени лаком часто сложно разглядеть детали. В иконах из-за закопченности от свечей даже сложно рассмотреть, какому святому она посвящена. Во время реставрационных работ произведения искусства открываются.

В полотнах заложено огромное количество информации. Во время реставрационных работ произведения искусства открываются.

Художников-реставраторов часто сравнивают с врачами. Как и у медиков, в нашей профессии сложно сказать, что ты уже все знаешь, всему научился. У нас такая работа, что нужно всю жизнь совершенствоваться. Обучение никогда не заканчивается.
Реставраторы бывают разных профилей, в зависимости от материалов, с которыми мы работаем: металл, ткань, живопись, мебель. Во время обучения у нас были предметы по теории и истории искусства, химии, физике света, исследованию полотен в рентгеновских и инфракрасных лучах. Также учились фотоделу, ведь фиксация изменений сопутствует процессу реставрации, изучали разные технологии живописи. Нас даже учили копировать музейные полотна.

Фото: Стефания Амамджян, Анастасия Потапова.

 

Что почитать: про искусство и художников в 7 книгах

Как и у врачей, у нас проходят постоянные аттестации. Для допуска к работе необходимо получить квалификацию. Решения по реставрации никогда не принимаются единолично художником-реставратором. Согласованием всех технических моментов занимается реставрационный совет.

В музейной реставрации абсолютно не применяется возобновление утерянных фрагментов картин. Здесь используется деликатный подход.

Музейная и коммерческая реставрации отличаются. Для музеев предполагается минимальное вмешательство реставратора в плоскость картины, в отличие от коммерческой, предполагающей выполнение желания заказчика в духе «чтобы блестело и сияло». Такие заказы зачастую требуют возобновления художественного слоя, введения новых материалов (например, позолоты для икон), полной очистки. В музейной реставрации абсолютно не применяется возобновление утерянных фрагментов картин. Здесь используется деликатный подход. Основная задача — сохранить то, что уже имеется. В таких процессах как можно меньше должно быть заметно реставратора.

_DSC0034

Фото: Стефания Амамджян.

Если бы не было профессии реставратора, то картины бы исчезли. Уже много произведений искусства погибло, пока ремесло формировалось. Первые попытки реставрации выполнялись на ощупь: в XIX веке этот процесс заключался в поновительстве, особенно в иконописи. Приходил новый художник, который писал по существующему образу свой образ. Из-за этого погибло уже очень много произведений.

Читайте также: Музеи как пространство, где посетители имеют возможность думать

Фото на главной: Стефания Амамджян.

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться