#Учиться #Делать #Отдыхать

Петр Павленский: «Достаточно просто поджигать»

О чем говорил российский акционист на встрече в Одессе.

Акционист и художник Петр Павленский должен был провести лекцию в Зеленом театре, но в распорядок вмешалась погода. Встречу перенесли в Impact Hub Odessa. Лекция вызвала интерес у большого количества любопытных слушателей (по подсчетам организаторов в зал, рассчитанный максимум на 150 человек, пришло более 200 посетителей — прим.) и омрачилась инцидентом с нетрезвым мужчиной, который нанес телесные повреждения одному из охранников. Впрочем, медийный резонанс события отодвинул на второй план собственно лекцию Павленского, посвященную отдельным аспектам его деятельности и философских понятий — свободы, времени, действия.

Петр Павленский немного опоздал и зашел в уже забитый под завязку зал, в котором его ждала довольно разношерстная публика, в большей степени, конечно, молодежь.

— Я бы хотел говорить сегодня о потреблении человека, о потреблении человека бюрократическим аппаратом, о потреблении человека государством, о потреблении человека человеком. Я хочу поговорить о том, как можно стать костью в горле бюрократа, — начал свою лекцию акционист почти без вступления и предисловия.

О потреблении человека и бюрократии

Я буду показывать изображения, чтобы было понятно, что все не голословно. Там будет документация событий политического искусства, там будет и документация непосредственно того, что произвел бюрократический аппарат. Безусловно, бюрократический аппарат был придуман человеком для своего удобства. К сожалению, человек стал для него кормом, человек стал кормом для ежеквартальной статистики. Сущность бюрократического аппарата — это полицейские, судьи, это прокуроры, адвокаты, секретари. На самом деле слуг гораздо больше — это и школьные учителя, и чиновники. Слуги ежедневно несут корм на алтарь бюрократического аппарата.

Тюрьма является важной частью аппарата и важной частью системы. Тюрьма работает здесь в семантическом режиме, в связке «свобода-несвобода». Из тюрьмы СМИ сделали пугало для людей. Они сделали все возможное, чтобы создать связку «тюрьма-страдание», и нет вопросов, кто распоряжается страданием. Распоряжается страданием власть.

Петр Павленский на лекции в Одессе. Фото: Станислав Кинка.

Петр Павленский на лекции в Одессе. Фото: Станислав Кинка.

Когда ты работаешь, бюрократ торжествует. Подчинить человека регламенту повседневности, заставить человека находиться в диапазоне допустимых колебаний от того, что можно, до того, чего нельзя. Насколько я хороший или плохой в этой системе координат ничего ровным счетом не значит, потому что человек работает на утверждение регламента повседневности. Студент учится, музыкант поет, скульптор лепит, рабочий работает, а бюрократ торжествует.

Кому принадлежит время и что делать?

Простая калькуляция позволяет понять, кому на самом деле принадлежит время. Весь товарный фетишизм — это бесконечные вереницы инъекций, притупляющие чувство боли на пути к больничным коридорам и могильной дыре. Это и есть действительное расходование человека. Время — это единственный исчисляемый ресурс, который есть у человека, который у него день за днем забирает государство, потому что для государства человек — это всего лишь биологический материал.

Время — это единственный исчисляемый ресурс, который есть у человека, который у него день за днем забирает государство, потому что для государства человек — это всего лишь биологический материал.

Что же делать в такой ситуации? Поскольку я художник, то в какой-то момент решил, что достаточно поджигать, допустим, поджечь дверь ФСБ (продолжительные аплодисменты в зале).

Любое государство обладает ресурсами — финансовыми, силовыми, административными, медийными. Я выбираю те средства, которые доступны мне, которые доступны каждому: это иголка и нитки, это колючая проволока, это гвоздь, это покрышки, это нож… Я думаю, что нож тоже есть в обиходе каждого человека. Для того, чтобы находиться в диалоге с обществом, для того, чтобы противопоставлять что-то власти, для того, чтобы иметь голос.

Переполненный зал на лекции в Impact Hub Odessa. Фото: Станислав Кинка.

Переполненный зал на лекции в Impact Hub Odessa. Фото: Станислав Кинка.

Цель уголовного дела против художника — его ликвидация

Когда человек перестает быть безвольным объектом подчинения, тогда происходит встреча с бюрократом. Самое главное — стать костью в горле бюрократа. Художник не позволяет относиться к возбуждению уголовных и административных дел как к проблеме, художник относится к возбуждению уголовных и административных дел как к началу процесса по утверждению границ и форм политического искусства. Цель возбуждения уголовных дел и прочего — банальная ликвидация и нейтрализация, ликвидация ситуации и явления.

Когда человек перестает быть безвольным объектом подчинения, тогда происходит встреча с бюрократом. Самое главное — стать костью в горле бюрократа.

????????????????????????????????????

Фото: Станислав Кинка.

Искусство vs. оформление

Вышедший на сцену модератор Александр Ройтбурд задал главный вопрос спикеру: как он себя сам позиционирует.
— Я понимаю искусство как ресурс. Есть искусство о политике – это собраться где-то в безопасном месте (либеральный контекст) и говорить о политике. Сейчас мы здесь говорим о политике. Когда я что-то делаю в России, то я тогда непосредственно работаю внутри контекста. Это политическое искусство. Помимо искусства о политике и политического искусства есть оформительское искусство. Это то, что строит декорацию. Оформительское искусство ничем не отличается от пропаганды. Оно должно продираться сквозь декорацию к реальности. Искусство, по сути, анархично. Это полет свободной мысли.

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться