#Учиться #Делать #Отдыхать

«Театр на Чайной» расширяется

Интервью директора и художественного руководителя театра Александра Онищенко о новом помещении и новых перспективах.

«Театр на Чайной» пришел в здание старой чаеразвесочной фабрики на Троицкой почти 6,5 лет назад. Тогда новосозданная театральная труппа искала помещение, а залы чайного предприятия в центре города сдавались по чрезвычайно низкой цене. Они были в плохом состоянии, но за такие деньги ничего лучше не нашлось. Театралам удалось найти общий язык с дирекцией и обустроиться на первом этаже фабрики, которая и дала название театру. Это один из первых успешных примеров превращения покинутого здания в культурную локацию Одессы. И вот совсем недавно театр обжил новое пространство — зал на втором этаже. Об этом и о жизни экспериментальной лаборатории рассказывает ее идейный вдохновитель Александр Онищенко.

Новый зал «Театра на Чайной»

Первые мысли освоить пространство над нашим старым залом появились еще пять лет назад. Тогда финансовая ситуация была нестабильная, театр только поднимался на ноги. За свои деньги мы смогли лишь перекрыть протекающую крышу, но далеко не продвинулись. На этом все и закончилось. К пространству на втором этаже мы вернулись полгода назад и совсем недавно закончили ремонт. Первое представление на новой сцене прошло в конце июля.

К пространству на втором этаже мы вернулись полгода назад и совсем недавно закончили ремонт. Первое представление на новой сцене прошло в конце июля.

Особенность нового зала — трехсторонняя сцена. Пространство получилось не совсем таким, как мы планировали, и мы еще не до конца его понимаем, но, думаю, вскоре освоим. Когда размышляли над тем, что показать на этой сцене, сразу стало понятно, что просто перенести постановку с нижней сцены не получится. Новый зал живет по своим законам. Например, там есть две колонны, от которых мы не могли избавиться. И они тоже диктуют определенные правила. На этой сцене либо нужно делать театр-представление, приближенный к шекспировскому «Глобусу», либо делать спектакль психологическим — заставить зрителей подглядывать за действием, как будто им разрешили присутствовать, немного убрав стенку.

13903326_792054564270494_2778202372394886844_n

Новый зал. Фото: Александр Онищенко.

Первый показ на новой сцене вызвал ажиотаж. Зал на 180 мест был заполнен. Под новую сцену мы переделали наш популярный спектакль «Маленький Донни, победивший мрак». Он ставился на многих сценах. Но даже зрители, видевшие спектакль ранее, сказали, что он изменился в этом пространстве. Новый зал влияет на все, что в нем ставится. У него своя энергетика. Оно снимает ограничения, с которыми мы сталкивались на маленькой сцене. Классика во многом была для нас закрыта из-за ограниченного пространства, пьесы нужно было ломать. На новой сцене уже можно взяться за Шекспира.

 

Театр на карте города и в жизни человека

Театральная жизнь занимает пока очень незначительную роль в сложном организме города. Я долго думал, что огромный пласт публики был утерян во время перестройки. Но разговаривая со старым поколением актеров, я узнал, что этот процесс начался ранее. Еще в 60-70 годах XX века в Одессе была насыщенная театральная жизнь. Огромное количество людей ходили в театры, жили его жизнью. Был ряд режиссеров, ярких театральных личностей: в Русском театре работал Бортко-старший, в Украинском — Васылько, в Музкомедии — Водяной. Но к концу 70-х театральная жизнь стала затухать. К моменту когда я оказался в театральном мире, только 4 % горожан ходили в театры. Сейчас нам надо заново идти к зрителю.

z_b4e82d64

Спектакль «Триптих». Источник: «Театр на Чайной».

Большинство театров потеряли общий язык с простыми людьми. Они разговаривают на старом языке, как будто зритель уже все знает, все видел. А это не так, современный зритель далек от театра. Он потерял связь с театральной жизнью лет 30 назад. Его нужно вернуть и разговаривать на понятном языке.

Современный зритель далек от театра. Он потерял связь с театральной жизнью лет 30 назад. Его нужно вернуть и разговаривать на понятном языке.

У нас это иногда получается, иногда не очень. Мы выясняем это в процессе жизни спектакля. Если человеку захочется прийти в следующий раз, значит, постановка сработала. Вот это и показывает, насколько спектакль общается с публикой. Однако реакцию аудитории сложно предсказать.

Будущее театра

Театр — это не помещение, а коллектив. Но отрицать то, что мы связаны с чайной фабрикой было бы глупо. Я понимаю, что рано или поздно нам придется отсюда уйти. Сейчас у нас сложились хорошие отношения с дирекцией. Даже когда первый директор уходил, он замолвил за нас словцо перед новым руководством и просил не поднимать арендную плату. Но все может измениться. Я всем говорю, что когда-то мы отсюда уйдем. Надеюсь, что мы немного выше этого пространства.

Я всем говорю, что когда-то мы отсюда уйдем. Надеюсь, что мы немного выше этого пространства.

Театр ищет молодых актеров. Появилось новое пространство, в нем новый воздух, нам хочется новых лиц. И сейчас мы объявили набор в театральную студию для молодых актеров. У нас была похожая практика вскоре после открытия: мы набрали людей, которых обучали актерскому мастерству. Но в принципе ее можно считать неудачной. Из 12 человек, учившихся в студии, в театре остались только трое. В этот раз мы будем делать все немного по-другому. Сейчас мы хотим набрать ребят без большого опыта в театре. Мы будем не просто их обучать, а постепенно введем в театр с самых низов. Мне хочется, чтобы они пожили жизнью театра. Это долгосрочный проект на год-полтора.

Постановки театра «Натали» (фото 1) и «Странный спектакль» (фото 2). Источник: «Театр на Чайной».

Мы живем за счет публики. Чтобы театр смог себя окупать, ему нужно найти своих зрителей, которые будут регулярно приходить. Наш опыт — это только разговор со зрителем. Нам они часто помогают: когда строили зал, люди привозили краску, ковры, вагонку, зеркала и многое другое. Я надеюсь, что вскоре новая сцена выйдет на самоокупаемость. С малым залом у нас уже получилось — театр начал зарабатывать, смог покупать дополнительный свет и оборудование. С новым залом у нас это впереди.

 

Фото на главной: http://tea-atr.com/

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться