#Учиться #Делать #Отдыхать

Первый «FreierFest»: фестиваль свободы и независимости (фоторепортаж)

ForshMag побывал на открытии первого международного фестиваля современного искусства в Одессе.

Искусство и независимость

Открытие первого ежегодного международного фестиваля современного искусства «Freierfest» состоялось в Музее современного искусства Одессы. Экспозиции заняли два этажа музея.

— День независимости тесно переплетается с темой фестиваля. Свобода — это гораздо ближе как к теме 25-летия, так и к теме большого проекта, который придумали эти ребята (Дмитрий Эрлих и Роман Громов — прим.). Два года назад, когда создавалась «Артерия», мы даже думать не могли, что из робкой затеи появится такой плод. Я хочу рассказать об основной идее, которую мы (сотрудники музея — прим.) подхватили у этих молодых ребят. Они очень четко заявили, что самое главное в искусстве — это свобода. Свобода выражения своих мыслей, свобода творчества, — говорил на открытии директор Музея современного искусства Одессы Семен Кантор.

????????????????????????????????????

Фото: Станислав Кинка.

Этаж первый: ретроспектива Фраермана. На первом этаже Музея современного искусства Одессы до 30 августа можно посмотреть выставку «Теофил Фраерман и ученики». Это экспозиция произведений, которые ассоциируются с ранним одесским авангардом. Большинство работ, представленных на выставке, публика сможет увидеть впервые: долгое время они находились в частных коллекциях, либо в запасниках одесских музеев.
— Мало кто видел работы Теофила Борисовича, мало кто знает подробности его биографии, но почти все знают его учеников. Профессор Фраерман оставил след в восприятии свободы в одесском искусстве в несвободное время. Мы хотим дать свободу произведениям этих авторов, — говорит Семен Кантор.

Профессор Фраерман оставил след в восприятии свободы в одесском искусстве в несвободное время. Мы хотим дать свободу произведениям этих авторов.

Этаж второй: львовский авангард 1980-1990-х годов. На втором этаже маленькая, но уникальная выставка львовских художников 1980-1990-х годов, в основном состоящая из произведений Мирослава Ягоды и Александра Замковского. Этих творцов уже нет с нами, но они оказали существенное влияние на искусство 1980-х годов.

От идеи до воплощения — полгода

От идеи до воплощения прошло полгода. В конце зимы одесские художники Роман Громов и Дмитрий Эрлих придумали концепт и начали воплощать его в жизнь. Перебирали много названий, много раз меняли формат.

— На этом фестивале нам удалось реализовать 50 % от того, что мы придумали. Многое осталось неосуществленным из-за недостатка средств. Мы хотели ещё больше сделать, — говорит Роман Громов.

Больше по теме: «Freierfest»: куда сходить и что посмотреть

По мнению организаторов фестиваля, Одессе, как и любому европейскому городу, необходимо культурно-массовое мероприятие про визуальное искусство. Одесситов надо знакомить с современным искусством, чтобы они разбирались в нем, чтобы знали, что в городе, в стране есть художники, и понимали, насколько они значимы.

Фото с открытия: Дмитрий Ерлих, Роман Громов, Семен Кантор (слева направо). Фото: Станислав Кинка.

Фото с открытия: по центру Дмитрий Эрлих, Роман Громов, Семен Кантор (слева направо). Фото: Станислав Кинка.

 

Есть коннект с художниками, но нет с властью

По словам Романа Громова, сложностью было не договориться с художниками, а найти общий язык с инвесторами и властью:

— С украинскими художниками несложно находить общий язык. Даже если мы их знаем шапочно, то они довольно адекватно реагируют на такие инициативы. Коннекта нет с инвесторами и чиновниками. Они не понимают, зачем это надо, что это, не хотят понимать и не хотят углубляться. Они могут профинансировать ярмарку книг (это тоже хорошо), но на этом же не заканчивается культура в принципе?! Мы показываем то, что просвещает людей, меняет видение личности мира. Почти половину жизни мы мыслим картинками, но то картинки без смысла, а здесь они заставляют думать о важном.

В Украине есть пару фестивалей, которые по формату пересекаются с «Freierfest». Например, «Гогольфест» в Киеве. Однако современное визуальное искусство там представлено очень узко, фестиваль больше связан с театром. «Freierfest» наоборот делает упор на визуальное искусство. Также в программе перформансы, лекции об искусстве, инсталляции и видео-арт.

Фото: Станислав Кинка.

 

«Наш фестиваль — это вход в современное искусство»

— Для одесской публики инцидент на лекции Павленского — это какой-то пьяный поц орет, а второй рассказывает, как он себя проволокой оборачивает. Её (одесскую публику) надо готовить ко встрече с таким проявлением искусства. Наш фестиваль — это платформа, это вход в современное искусство, современную культуру, — считает соорганизатор фестиваля Роман Громов.

По теме: Петр Павленский: «Достаточно просто поджигать»

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться