#Учиться #Делать #Отдыхать

Алексей Ботвинов: «Мы симпатичная культурная провинция»

Интервью пианиста и арт-директора Международного музыкального фестиваля «Odessa Classics» Алексея Ботвинова о перспективах Одессы как культурной столицы Восточной Европы.

В сентябре Народный артист Украины Алексей Ботвинов отметил свой день рождения. ForshMag поздравил пианиста, а также поговорил с ним о перспективах Одессы как культурного центра и проблемах, с которыми город сталкивается на этом пути.

 

Город фестивалей

Главное, что у нас есть — это наш имидж. Вроде вещь эфемерная, но миф Одессы существует. И не только среди русскоязычного населения, а и в культурной среде Европы и Америки. У музыкантов, художников, писателей при слове «Одесса» возникают положительные реакции.

Когда соблазняешь артистов приехать в Украину, на Одессу реагируют с интересом. Те гости, которые побывали в нашем городе впервые, всегда чувствуют восторг — есть здесь что-то приятное, симпатичное, европейское и открытое.

Еще у нас много хороших проектов. Если мы говорим о фестивалях, это джазовый и литературный, кинофестиваль. Я как человек, и сам что-то делающий для города, имею право сказать, что нужно серьезнее следить за качеством того культурного продукта, который у нас имеется.

Последние два года проводится великое множество маленьких фестивалей, причем с самыми смешными названиями — баклажана, помидора, мороженого и так далее. В городе появилась тенденция брать количеством — лишь бы больше мероприятий.

Последние два года проводится великое множество маленьких фестивалей, причем с самыми смешными названиями — баклажана, помидора, мороженого и так далее, которые, по сути дела, конечно, не фестивали. Это некие ивенты, которые сейчас модно так называть. И это хорошо, что они есть. Но в городе появилась тенденция брать количеством — лишь бы больше мероприятий. Иностранных гостей часто зовут только для галочки. Мне кажется, что Одессе нет необходимости такого делать. У нас и так огромное количество мероприятий. Нужно перенести акцент на качество. Ведь проблема очень непростая. Я говорю это не в упрек кому-то, а призываю задуматься над тем, как поднимать наш уровень.

_DSC0034

 

Культурная провинция

Одесситы считают свой город лучшим на планете, называют его культурной столицей Европы, мира. Но это же не совсем объективно. Возьмем концертную афишу Одессы и Берлина или Парижа. У нас есть два процента по сравнению с тем, что есть там. Если быть объективными, мы — культурная провинция, но очень симпатичная, с потенциалом. Пока мы этого не признаем, с места не сдвинемся. Когда кто-то из моих коллег говорит такие слова, на него все агрессивно и резко набрасываются.

Если быть объективными, мы — культурная провинция, но очень симпатичная, с потенциалом. Пока мы этого не признаем, с места не сдвинемся.

У нас заведено говорить, что к нам постоянно приезжают мировые звезды. Но это же неправда, так нельзя. Когда к нам приезжает настоящая звезда, этому уже никто не верит. Самая наша большая проблема — неадекватность. Надо поставить критерии, соответствующие тому, как воспринимают «звездность» в Европе. Должен быть табель рангов — лучший исполнитель, хороший, начинающий. Это никому не повредит, любой продукт найдет своего потребителя. Основная задача — протереть глаза общественности и посмотреть на то, что происходит.

_DSC0029

 

 

Город, в который хочется возвращаться

Себя хвалить не очень правильно, но я доволен тем, как развивается фестиваль Odessa Classics. У нас была цель за три-четыре года выйти на такой уровень, чтобы нас серьезно воспринимали в Европе. Это удалось сделать уже на второй год. Хотя сначала была проблема привезти артистов — многие боялись, не хотели, не видели мотивации…

_DSC0016

Буквально все гости Odessa Classics хотят вернуться, причем весьма настоятельно. Это меня очень радует, особенно когда это касается мировых звезд — Матиаса Герне, Линуса Рота, Полины Осетинской, музыкантов Бельгийского оркестра. В частности, известному исполнителю Матиасу Герне очень понравился город, публика, наши музыканты. Кстати, ему и зал филармонии понравился. О себя могу сказать, что зал на пятерку с минусом, а в Украине второго такого концертного зала вообще нет!

 

Свои проекты вместо Евровидения

Сейчас была такая амбиция — сделать себе Евровидение. Я не верил, что Киев отдаст его нам, поэтому не сильно расстроился от результата. Но меня порадовала общая реакция, как все объединились вокруг этой идеи. Но почему нам самим не создать несколько таких событий, которые подняли бы уровень города. Грубо говоря, у меня есть фестиваль. Есть артисты, у которых гонорар 100-120 тысяч евро. Можно было бы найти возможность заплатить эти деньги, пригласить их сюда. Можно сделать так, чтобы на тот же кинофестиваль приезжали звезды, а не только интересные фильмы.

То, что сейчас создается в городе, основано на личных связях. Энтузиазм есть, а материальной поддержки не хватает. Хотя деньги в городе есть. Достаточно посмотреть, на каких машинах люди ездят, сколько тратят в ресторанах.

То, что сейчас создается в городе, основано на личных связях. Энтузиазм есть, а материальной поддержки не хватает. Получить даже небольшой бюджет почти нереально, как и достучаться до спонсоров. Хотя деньги в городе есть. Достаточно посмотреть, на каких машинах люди ездят, сколько тратят в ресторанах. Нам необходима поддержка власти и бизнеса, нужно создавать фонды. Я считаю, у Львова меньший потенциал, чем у нас, но они двигаются великолепно. Там мэрия и бизнес-сообщество действуют сообща. За три года при таком подходе мы могли бы стать центром Восточной Европы наряду с Варшавой и Бухарестом.

Я считаю, у Львова меньший потенциал, чем у нас, но они двигаются великолепно. Там мэрия и бизнес-сообщество действуют сообща. За три года при таком подходе мы могли бы стать центром Восточной Европы наряду с Варшавой и Бухарестом.

Я верю, что нас ждет позитивное развитие. Сейчас активизировалась творческая молодежь. Люди кучкуются, собираются, происходит некая движуха, которая, может, еще не дала яркого результата, но, безусловно, даст. Молодежное движение у нас великолепное. Я оптимист (смеется).

_DSC0012

 

Творческие планы

В ближайшие недели буду на гастролях в Польше, Германии, Швейцарии, а для одесситов концерт организовываю 15 октября. Проект «4 стихии» — это новый формат классического концерта, который будет интересен молодежи. В программе — Чайковский, Моцарт, а также современные композиторы Грузин, Пьяццолла, Морриконе. Эта музыка на грани с роком, поп-музыкой и джазом. На самом деле она потрясающая. Это классика наших дней. Среди академических музыкантов она считается недостойной зала филармонии. Я же думаю, что этот стереотип нужно сломать.

 

Фото: Стефания Амамджян.

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться