#Учиться #Делать #Отдыхать

Без чего не было бы поп-музыки. Рассказывает Артемий Троицкий

Выдержки из одесской лекции музыкального критика Артемия Троицкого об истории мировой поп-музыки.

В своем двухчасовом выступлении в Одессе российский музыкальный критик Артемий Троицкий рассказал короткую версию истории мировой поп-музыки. Встреча с одесской публикой состоялась поздним вечером после концерта Бориса Гребенщикова в оперном театре. ForshMag законспектировал некоторые аспекты его выступления, сосредоточив внимание на вещах, без которых поп-музыки не могло бы быть.

 

Поп-звезды ХІХ века

В ХІХ веке уже появлялись некие персонажи, которые напоминали современных нам поп-звезд. Например, скрипач Никколо Паганини, который обладал и красотой, и невероятными способностями. Он был очень популярен, о нем писали газеты. Или скажу о еще одном плейбое эпохи — Ференце Листе — настоящей звезде, на его концерты ломился народ. Или вспомним о Фредерике Шопене? У него была вполне попсовая музыка. Но какому количеству людей были доступны их выступления? Только ограниченному числу, имевшему возможность собраться в одном месте. Но это же не тысячи и не миллионы?

 

Скрипач Никколо Паганини, который обладал и красотой, и невероятными способностями. Он был очень популярен, о нем писали газеты. Или вспомним о Фредерике Шопене? У него была вполне попсовая музыка.

 

У широкой аудитории пользовались популярностью народные песенки, пляски вроде гопака. Но была ли это популярная музыка? И да, и нет. Безусловно она ходила в народе, это были своеобразные хиты, но она не могла стать по-настоящему популярной, потому что эта музыка не могла тиражироваться.До этого еще со времен Гутенберга в ходу были только ноты. Но нотные сборники — это бумага, а не звучащая музыка.

троицкий лекция

 

Изобретения, которые изменили все

В сторону реального распространения музыки ситуация сдвинулась только в конце ХІХ века. В 1877 году Томас Эдисон изобрел первый аппарат для записи звука и его воспроизведения — фонограф. Это был чисто механический инструмент, который поначалу ученый использовал как личный диктофон. На основе этого изобретения Эмиль Берлинер создал первый граммофон и ввел в обиход круглую плоскую пластмассовую пластинку. С этого момента популярная музыка стремительно развивалась. Первыми звездами тиражируемой граммофонной эры стали оперные певцы Энрико Карузо, Федор Шаляпин. Чтобы раскачать звукозаписывающую мембрану, нужно было мощно петь. Но все еще звукозапись оставалась дорогим удовольствием, доступным людям обеспеченным.

15027706_1256551421064819_8754429904287193971_n

Появление радио позволило распространить музыку, и радиоволны стали носителем музыкальной информации. В 1925 году был изобретен микрофон, и с его появлением вся индустрия звукозаписи довольно сильно изменилась. Теперь не нужны были оперные глотки. Первым популярным вокалистом микрофонной эры стал Луи Армстронг с его низким хриплым голосом. Микрофон позволил более качественно записывать музыкальные инструменты.

 

В 1925 году был изобретен микрофон, и с его появлением вся индустрия звукозаписи довольно сильно изменилась. Теперь не нужны были оперные глотки.

 

 

После Второй мировой войны были изобретены и первые электрические музыкальные инструменты — гитары, бас-гитары, электроорган и другие. Позже музыкант Лес Пол вместе со своей женой разработали первые звуковые эффекты для гитары, а также подарили миру многоканальную запись. Эти технологические новинки стали предпосылками музыкальной революции 50-х годов.

 

Молодежный музыкальный рынок

После войны США стала богатой страной, у американской молодежи появились карманные деньги. Сформировался целый молодежный рынок, на котором бы они смогли их тратить. Раньше молодежь была полностью зависима от своих родителей. Теперь же она захотела от взрослых отличаться — в музыке и в одежде. Это стало началом новой эры популярной музыки. Появляются и молодежные исполнители — Элвис Пресли, потом The Beatles, Боб Дилан. Эти музыканты стали настоящим массовым явлением в мировой поп-музыке.

 

Раньше молодежь была полностью зависима от своих родителей. Теперь же она захотела от взрослых отличаться — в музыке и в одежде.

 

О закрытых вечеринках для избранных в Одессе: 360, коллаборация и новая музыка

 

Эпоха продюсеров и коммерческой музыки

После 1960-х годов стремительно развивается огромное количество музыкальных стилей. Появляются яркие личности, такие как Sex Pistols и другие. Зачастую с ними сложно работать, менеджеры терпят убытки от концертных срывов, звукозаписывающие студии потерпают от невыполненных со стороны артиста обязательств.

15109608_1256551607731467_1687770314279341884_n

Возникает такое явление как «спродюсированная музыка». До этого главное место занимал все-таки артист — личность, со своим виденьем и прихотями. Даже ходила поговорка, что шоу-бизнес был бы лучшим бизнесом, если бы не одна мелочь — артист. В продюсерской модели музыканты — это наемные рабочие, которые отрабатывают вложенные в них деньги. Такой подход был очень выгодным для всей музыкальной индустрии. О творчестве в таких проектах речи не было. Появляются звездные группы — начиная от Bonie M и заканчивая Spice Girls — марионетки при кукловоде-продюсере. На постсоветском пространстве появляются свои проекты — Блестящие, Иванушки. Эта модель до сих пор хорошо у нас прижилась.

 

Интернет

За последние 20 лет ничего нового в области поп-музыки придумано не было. Эпоха великих открытий прошла, если говорить о музыкальных стилях. Но с конца 90-х годов мы вступили в новый период в практике поп-музыки, и это связано в первую очередь с развитием интернета. С этого момента постепенно крушится вся индустрия звукозаписи. Музыканты стали более независимыми, их записи стали доступны в интернете.

 

Эпоха великих открытий прошла, если говорить о музыкальных стилях. Но с конца 90-х годов мы вступили в новый период в практике поп-музыки, и это связано в первую очередь с развитием интернета. С этого момента постепенно крушится вся индустрия звукозаписи.

 

Поп-музыка сделала огромный виток, который начался в конце ХІХ века. В течение века продолжалось одно большое патологическое отклонение в истории музыки — она доходила до слушателей через огромное количество посредников: продюсеров, ритейлеров и других. С появлением интернета орда музыкальных паразитов стала исчезать. Теперь вы как музыкант без студий звукозаписи, без посредников, можете взять и выложить свои сочинения в сеть. Но об этой эпохе вы точно знаете не хуже или даже лучше, чем я.

 

В материале использованы фотографии с лекции Артемия Троицкого в Терминале 42. Автор — Алексей Юрьевич.

 

Почитайте также материал об обновленном андеграундном клубе More Music Club: больше места, больше музыки.

 

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться