#Учиться #Делать #Отдыхать

Будни куратора: «Это не стереотипный досуг на вернисаже с бокалом вина»

Куратор современного искусства Лизавета Герман рассказывает о своей работе и независимости в творческой профессии.

В начале декабря в Одессе стартует образовательный курс по современному искусству в галерее Invogue. ForshMag пообщался с одним из спикеров лектория, независимой кураторкой и арт-критиком Лизаветой Герман о ее профессии, образовании в сфере современного искусства и об отношениях с художниками.

 

День из жизни куратора

Кто такой независимый куратор? Чем он отличается от «зависимого»?

Лизавета Герман
независимый куратор

Независимый куратор не привязан к какой-то конкретной институции, что позволяет быть достаточно свободными и самостоятельными: : как интеллектуально — без потребности следовать программе/политике институции, так и организационно-технически. Независимые кураторы инициируют выставки самостоятельно или же по приглашению поработать над определенным проектом. Практические преимущества такой работы — гибкий график, разнообразие выставочных и образовательных проектов, возможность сотрудничества с разными людьми и институциями. Свобода выбора позволяет определять свой рабочий ритм и уделять внимание параллельным профессиональным делам. Например, в прошлом году я защитила диссертацию, написанием которой занималась последние несколько лет, и могла позволить себе периодически «залегать на дно» и заниматься научной работой. К тому же я работаю не одна, а в дуэте с Марией Ланько.

Пуститься вместе в свободное плавание было сознательным выбором, поскольку наши профессиональные интересы, понимание художественного процесса и кураторские «методы» очень схожи. Близка и сама идея коллективности как части профессионального мировоззрения. Сейчас Мария занимается диссертационным исследованием в университете в Шотландии, но это совсем не мешает нам работать вместе и не снижает рабочей активности.

Кураторы выставки "Искусство украинских шестдесятников" Ольга Балашова, Мария Ланько и Лиза Герман. Фото: Stedley Art Foundation

Кураторы выставки «Искусство украинских шестидесятников» Ольга Балашова, Лиза Герман и Мария Ланько. 2016. Фото: Stedley Art Foundation.

Но есть и недостатки кураторского «фриланса». Связаны они со сложностями долгосрочного планирования, фактически невозможностью реализовать без поддержки институций крупные исследовательские проекты, которые требует длительной подготовки (год или даже дольше). Про непростую финансовую сторону независимой работы без ежемесячной зарплаты не буду говорить — она очевидна. Наш скромный доход — это в основном гонорары за лекции или за проекты в сотрудничестве с европейскими институциями, которые случаются время от времени.

 

Как проходит день куратора? Из чего он состоит?

Поскольку кураторская работа во многом проектная, то и рабочие дни на разных этапах реализации проекта могут очень сильно отличатся друг от друга. Основа основ — исследование. Иногда просто провожу дни читая, делая какие-то пометки. Иногда устраиваем с Марией и коллегами, с которыми в данный момент работаем, брейнстормы.

Много времени занимает коммуникация: звонки, почта, бесконечная переписка в Facebook, который стал одним из основных средств связи. Еще день куратора состоит из прочтения текстов, интервью, обсуждений в Facebook, которые позволяют следить за «повесткой дня» не хуже СМИ. В Украине важные тексты и высказывания часто появляются не в специализированных медиа (их критически мало), а на личных Facebook-страницах. Листание ленты — для меня это не просто бездумный скроллинг, а часть рабочего дня.

 

В Украине важные тексты и высказывания часто появляются не в специализированных медиа (их критически мало), а на личных Facebook-страницах. Для меня листание ленты — это не просто бездумный скроллинг, а часть рабочего дня.

 

Еще «по расписанию» — встречи с художниками, партнерами, коллегами, обмен новостями, мнениями. Офиса у нас нет, работаем дома. Встречи провожу на дружественной территории партнеров (издательство «Основы», школа Kyiv Academy of Media Arts) или в кафе. Обычно это легендарное киевская пирожковая «Ярославна», нежно любимая всеми вопреки отсутствию wi-fi.

Случаются проекты, которые требуют не только интеллектуальной, но и чисто менеджерской работы, а это бюджеты, договоры, звонки подрядчикам… Так что кураторские будни это далеко не только стереотипный досуг на вернисаже с бокалом в руке, как изображает «людей искусства» кинематограф и массовая культура.

Вернисаж выставки ПАРКОММУНА, октябрь 2016. Фото: Сергей Ильин для PinchukArtCentre.

Вернисаж выставки «ПАРКОММУНА. Место. Сообщество. Явление», октябрь 2016. Фото: Сергей Ильин для PinchukArtCentre.

Кстати, на вернисажи хожу не очень часто, в основном только на события близких друзей и уважаемых коллег. Хотя на большом открытии вроде PinchukArtCentre, куда традиционно ходят все, «общение на вернисаже» — тоже работа. А работать не всегда хочется (смеется).

 

Творческое сообщество неразрывно связано с различными тусовками?

Творческое сообщество и тусовка — это в некотором смысле слова-синонимы. Вернисаж — это обычно светское мероприятие разной степени «торжественности» в зависимости от того, как себя позиционирует выставочное пространство. Но есть и другие, более интересные форматы. Например, серия встреч-обсуждений, организованная коллективом «Худрада» пару лет назад. Это был проект «Нецільове використання приміщення», выставка in progress в пустующем здании на Крещатике. Она периодически обновлялась работами, разрасталась и приобретала новые смыслы. Каждая презентация сопровождалась публичной дискуссией. Это было «открытие» интеллектуального, , а не светско-развлекательного толка.

Таких форматов в культурной жизни Киева не так уж много. Мы с Марией и коллегами (кураторами и художниками) через несколько недель открываем небольшое выставочное пространство в сотрудничестве с институцией «Мастер Класс» в Киеве. Принцип его работы будет  экспериментом, основанным на постоянном взаимореагировании и дополнении кураторских высказываний друг друга. Мы рассчитываем, что каждый этап этого эксперимента в формате публичного открытия будет также сопровождаться общей дискуссией, а не только распитием вина, хотя и без этого никуда (смеется).

 

Образование и творческий процесс

Описание жизни куратора звучит достаточно привлекательно. И как же стать хорошим куратором? Этому где-то учат?

За последние лет 10-15 лет кураторство в мире стало абсолютно полноценной профессией. Но сколько существует кураторское академическое образование, столько существует и его критика. Бытует мнение, что научить курировать искусство нельзя. Безусловно, важно освоить какой-то базовый инструментарий по оформлению пространства экспозиции, написанию текстов, совсем не помешают знания теории и истории искусств, но этого абсолютно недостаточно. Но главное — это опыт живого общения и взаимодействия с художниками. Поэтому очень важно самообразование, стажировки, и, конечно, практика.

 

Cколько существует кураторское академическое образование, столько существует и его критика. Бытует мнение, что научить курировать искусство нельзя.

 

Среди образовательных опций для кураторов — от мастер-классов и краткосрочных образовательных сессий до магистерских программ в университетах. Но это все проходит за пределами Украины. В Киеве самой серьезной образовательно-практической программой была «Кураторская платформа» в PinchukArtCentre, в которой мне посчастливилось принять участие в 2012-2014. Это были 2 года фактической работы над текущими выставками в составе постоянной команды, разработка будущего архива украинского искусства арт-центра, а также очень интенсивные теоретические сессии с приглашенными тюторами из Вены, куратором и бывшим ректором венской академии искусств Штефаном Шмидт-Вульфеном и его коллегой Кристиной Хауптштаммер. К сожалению, второй набор программы пока не состоялся, но надеюсь, все еще впереди.

Лизавета Герман является одним из лекторов экспериментальной магистерской программы по кураторству.

Лизавета Герман является одним из лекторов экспериментальной магистерской программы по кураторству.

Хотя в этом году в университете им. Драгоманова стартовал первый набор на экспериментальную магистерскую программу по кураторству на базе кафедры культурологии. Это смелая для украинских вузов инициатива, воплощенная усилиями моей коллеги Янины Пруденко. Ей удалось собрать хороших лекторов-практиков, которые делятся своими знаниями и опытом со студентами. Я также читаю в рамках программы серию лекций и вижу, что в группе есть очень интересные ребята. Однако то, что в их дипломах будет строка «куратор» еще не значит, что они смогут полноценно реализовать себя в этой деятельности или мгновенно найти работу.

 

Насколько фигура куратора незаменима в творческом процессе? Художнику сейчас не обойтись без куратора?

Художник вполне может справляться с организацией выставок самостоятельно. Более того, художники нередко вполне успешно берут на себя функцию куратора проектов других художников. Как мне кажется, работать с кураторами художникам может быть интересно ради разговора, дискуссии, профессионального взгляда «со стороны». В работе с художниками мы всегда прислушиваемся, стараемся максимально следовать их идеям, желаниям.

Фрагмент выставки «Владні вертикалі. Фанерні колонади» в здании Министерства иностранных дел Украины. Кураторы Лизавета Герман и Мария Ланько. Фото: Евгений Никифоров

Фрагмент выставки «Владні вертикалі. Фанерні колонади» в здании Министерства иностранных дел Украины. Кураторы Лизавета Герман и Мария Ланько. Фото: Евгений Никифоров

Коммуникация с художниками — это всегда сложно, интересно и волнительно. А суть художественной работы рождается на пересечении разных смыслов, а не на безапелляционным утверждении одного. Так что разговор, спор очень важен.

 

Искусство и человек

Популярно ли искусство? Как наладить связь между искусством и обществом?

Мне кажется, здесь все в порядке. Но я сужу в первую очередь о Киеве, потому что лучше знаю местную ситуацию. На многие выставки в Национальный музей в выходные дни стоят очереди. Притом, не только на выставки графики Пикассо или Гойи, но также, например, на украинских художников из музейного спецфонда, которые были запрещены к показу на протяжении десятилетий в советское время. Сотрудники музея прятали и спасали такие картины от уничтожения, и совсем недавно они впервые были показаны широкой аудитории.

В Киеве возникает все больше образовательных программ о современном искусстве и искусстве ХХ века, и абсолютна каждая находит свою аудиторию, порой немалую. Я вообще считаю, что историю искусства следует включить в программу средней школы. Украинскому обществу не мешало бы посмотреть и проанализировать свою историю с точки зрения культурных явлений, а не только политики и экономики.

Выставка группы «Группа» в арт центре «Я Галерея» в Днепре. Кураторы Лизавета Герман и Мария Ланько. Фото: Олег Cамойленко.

Выставка группы «Группа» в арт центре «Я Галерея» в Днепре. Кураторы Лизавета Герман и Мария Ланько. Фото: Олег Cамойленко.

Напомним, что в начале декабря стартует образовательный курс по современному искусство в галерее Invogue. Среди лекторов, помимо независимого куратора Лизаветы Герман, приглашены заведующая отделом искусства ХХ — начала ХХI веков Национального художественного музея Украины Оксана Баршинова, главный редактор «ArtUkraine» Алиса Ложкина, независимый куратор Екатерина Носко.

 

Фото на главной: Экскурсия по выставке «Мистецтво українських шістдесятників. Можливість музею» в НХМУ. Кураторы Лизавета Герман, Мария Ланько, Ольга Балашова. Фото: Евгений Никифоров.

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться