#Учиться #Делать #Отдыхать

Добавь креатива: как работает новая экономика

Что такое креативная экономика и как найти баланс для бизнеса между инновационностью и вкладом в местное сообщество?

В рамках первого для города Дня креативной экономики кандидат экономических наук и организатор Форума креативных индустрий в рамках львовского «Форума видавців» Олег Жовтанецкий рассказал о креативных индустриях и их значения для общества. Специально для ForshMag координатор направления по социальному предпринимательству Impact Hub Odessa Андрей Федотов записал конспект лекции о том, как относиться к креативной экономике и чего от нее ждать.

 

Немного теории

Олег Жовтанецький

Обычно ядро креативных индустрий формируется в крупных городах, где наиболее разнообразное население, высокая концентрация технологических и инновационных компаний, сравнительно простой доступ к инвестициям. Когда идет речь о креативной экономике, то имеют в виду, прежде всего, театральные и изобразительные виды искусства, кинематограф, телевидение и радио, музыку, издательское дело, компьютерные игры, новые медиа, архитектуру, дизайн, моду и рекламу. Помимо этого выделяют креативные функции в традиционных формах бизнеса.

Понимание креативной экономики сложилось под влиянием работ нескольких знаковых ученых. Например, исследования Ричарда Флориды о креативном классе стали влиятельным фактором в глобальных изменениях политической и экономической повестки дня развитых стран. Работы Джона Фостера рассказывают о творческом человеке, который не просто пассивно приспосабливается к внешним условиям, а творчески подходит к изменению мира, создает в нем новые структуры, воплощает идеи и концепции в жизнь. И, наконец, Джон Хокинс, выделивший креативную экономику. В своих работах он переосмысливает теории ценности товаров и услуг. В его концепции ценности общества могут колебаться в зависимости от оригинальности, а не только от таких традиционных ресурсов, как земля, труд или капитал.

Понятие «креативная экономика» определяют как совокупность индивидов и бизнесов, которые создают культурные, художественные и инновационные продукты и услуги. Эта система включает также пространства, где создатели могут свободно представлять свои работы, получать отзывы и обмениваться идеями. По подсчетам Ричарда Флориды, треть населения США является этим креативным классом.

Источник: culturepartnership.eu

Источник: culturepartnership.eu

 

Как быть эффективным: рекомендации советника министра экономики Дариуса Тамаускаса

 

Креативные города: это хорошо или плохо?

Особое место в концепции креативной экономики остается за городами. Как свидетельствуют исследования Ричарда Флориды, постиндустриальная экономика или экономика знаний формируется вокруг больших мегаполисов. Более того, оказывается, что коммуникация между такими мегаполисами и креативными центрами намного быстрее, чем даже между городами одной страны.

Мировой индекс креативности. Инфографика Martin Prosperity Institute.

Мировой индекс креативности. Инфографика Martin Prosperity Institute.

Концентрация талантливых людей позволяет Лондону или Нью-Йорку производить впечатляющее количество инноваций и креативных стартапов. Они служат основой для научно-технического прогресса, развития концепций архитектуры, дизайна, новых веяний театральной культуры и мест, где рождаются новые музыкальные направления.

 

Концентрация талантливых людей позволяет Лондону или Нью-Йорку производить впечатляющее количество инноваций и креативных стартапов.

 

Во многих городах мира представители креативного класса становятся во главе гражданских движений против неравенства (протест в Нью-Йорке Occupy Wall Street в 2011) или авторитаризма (волна демонстраций в странах Ближнего Востока и Северной Азии 2011 года, более известная как Арабская весна). Но парадоксально то, что большинство представителей акций, той же Occupy Wall Street, являются значительно более обеспеченными, чем большая часть населения планеты.

Лекция Олега Ж на первом в Одессе Дне креативной экономики. Фото: Impact Hub Odessa.

Лекция Олега Жовтанецкого на первом в Одессе Дне креативной экономики. Фото: Impact Hub Odessa.

Креативные города, помимо инноваций, ассоциируются еще и с проявлением нового неравенства. Экономика начинает двигаться только между глобальными центрами и недостаточно влияет на жизнь в маленьких городках. Это явление подтверждает французский ученый Тома Пикетти. Он проанализировал большое количество статистических данных за последние сто лет и считает, что уровень неравенства в XXI веке скоро сравняется с неравенством в XIX. Богатства 1 % жителей планеты скоро будет достаточно, чтобы купить большую часть произведенной в мире продукции и услуг.

 

Французский экономист Тома Пикетти проанализировал большое количество статистических данных за последние сто лет и считает, что уровень неравенства в XXI веке скоро сравняется с неравенством в XIX.

 

«В начале ХХІ столетия мы находимся в таком же положении, как наши предшественники в начале ХІХ столетия. Мы наблюдаем за впечатляющими изменениями в мировой экономике, которые происходят, и нам сложно предположить, насколько масштабными они в конце концов окажутся и как повлияют на соотношение неравенства в мире», — это одно из знаменитых высказываний Томы Пикетти. Оно свидетельствует о том, что креативная экономика несет в себе как значительные преимущества для современной экономики, так и опасные вызовы.

 

Почему украинские стартапы должны мыслить глобально. Интервью основателя Petcube

 

Комментарий от автора

Андрей Федотов

Как руководитель направления по социальному предпринимательству в Impact Hub Odessa отмечу, что устойчивая экономика, энергоэффективные технологии и социальный бизнес — это, по сути, ответ на излишнюю концентрацию богатства в больших городах. Люди в этих секторах активно работают над созданием новых бизнес-моделей, направленных на развитие локальной экономики, снижение вреда от производства для местной экологии и на создание предприятий, которые благодаря своему масштабированию будут приносить пользу обществу.

Всем, кому интересна эта тема, советую посетить сайт программы ЕС «Восточное партнерство» о креативной экономике.

 

Почитайте также

Вадим Роговский: «Бизнесменом может стать каждый ребенок»

Ресторан не для прибыли: как 4City будет кормить людей и социальные проекты

Алексей Ботвинов: «Мы симпатичная культурная провинция»

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться