#Учиться #Делать #Отдыхать

С завязанными глазами: фоторепортаж с перформанса Милены Недбаевой

Одесситам показали «Зеркало» — выставку фотографии и перформанс Милены Недбаевой.

19 февраля состоялось открытие первой персональной выставки Милены Недбаевой в арт-центре Underpub. ForshMag не упустил возможность побывать на последнем мероприятии сезона от ArtProfSpilka и узнал от одесской художницы о важных моментах творчества.

О Милене
Милена Недбаева — фотограф, художник, перформер, член общественной организации ArtProfSpilka, инициатор проекта «Лаборатория перформанса» в Одессе. Интерес к художественному перформансу возник несколько лет назад. Помимо увлечения художественной фотографией, Милена исследует синтез визуального и других видов искусства — танца как движения и проявления телесности, музыки, фото- и видео-арта.

 

С завязанными глазами

Хозяйке вечера удалось удивить гостей еще до начала — предварительно был введен строгий дресс-код. Прибывших дам в элегантных платьях сопровождали мужчины в торжественных костюмах. Повсюду пылали свечи. В центре зала, на песке, разместилась неподвижная Милена — будто молящаяся фигура.

DSC_0011

Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

 

Зрителям завязали глаза и предложили присесть в мягкие кресла. Во время перформанса слышались различные звуки — от щебета птиц до сердцебиения. С шумом воды Милена начала «пробуждаться» и отыскивать свое отражение в зеркале. Гости вечера и перформер постепенно освободились от повязок. Художница, преодолев все тягости, склонилась к зеркалу в последний раз и направилась в зал.

 

Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

 

Она начала снимать заслоны с фотографий и представила зрителям семь своих работ, полных лаконичности форм. Пронумерованные в определенной последовательности, вместе они составляют некую фразу, которую зрителям было предложено растолковать. Это и стало открытием выставки. Художница поблагодарила всех присутствующих и пригласила рассмотреть фотоработы поближе с бокалом mizu«вода» в переводе с японского, ведь она стала доминирующей стихией вечера.

 

Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

 

Почитайте: В Одессе появилась площадка для творческой коллаборации

 

О переводах

Во время перформанса я произносила хайку Бусонаяпонский поэт XVIII века на японском языке. Мне удалось найти несколько толкований одного текста: в зависимости от того, кто переводил (от конкретного человека, его жизненного опыта, предпочтений), менялся образ главного персонажа. Таким образом, мы наблюдаем главного героя одновременно в различных возрастных состояниях — от младенца до старика, женщина или мужчина это — не ясно. В стихотворении поэт показывает нам картину «здесь и сейчас», но в тот же миг она приобретает характер «вне времени», как будто мы смотрим на жизнь человека со стороны.

 

Интервью в стихах: Сергей Жадан в Одессе

 

О выставке

Серия снята в августе 2014 года во время фотопутешествия по Херсонской области. Перед съемкой я поставила себе задачу создать нечто в высокой степени минималистичное, оставить в кадре все только самое важное, ничего лишнего. Только человек (обнаженная фигура), объект (зеркало) и пространство. Я не хотела видеть в кадре пресловутый «женский образ», псевдо-образ женской сексуальности со всеми этими жеманными изгибами, деланными позами. Мне нужна была предельная простота — ясная обнаженная форма тела, доведенная до геометрии, и скупой лаконичный жест как выражение напряжения. Мне не так уж и важно было: женское тело или мужское.

 

Я не хотела видеть в кадре пресловутый «женский образ», псевдо-образ женской сексуальности со всеми этими жеманными изгибами, деланными позами.

 

DSC_0079

Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

 

Что почитать: 7 книг о фотографии как культурном феномене

 

DSC_0045

Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

О фотографии

Фотография для меня — это инструмент. Сложный и мощный, довольно специфичный, со своими ограничениями. Во-первых, инструмент когнитивный. Это исследование, поиск ответов на вопросы. А вопросов много.

Во-вторых, организующий. Это практика, требующая предельной концентрации и дисциплины — внимания, мысли, душевных сил.

В-третьих, коммуникативный. Фотография — это текст. Возможность выразить, высказать свои идеи, мысли и чувства, отношение к тем или иным вещам.

В-четвертых, креативный, способный порождать нечто совершенно новое и удивительное. Фотография — это инструмент воздействия, который меняет мир. Как и зачем? Какова степень ответственности? Эти вопросы я задаю себе снова и снова. Именно поэтому для первой персональной выставки выбрала серию «Зеркало».

 

Фотография — это инструмент воздействия, который меняет мир.

 

Об искусстве перформанса

В самом начале, когда ты только начинаешь создавать перфоманс, еще в своей голове, ты вдруг осознаешь, что находишься в такой точке отсчета — точке ноль, — в которой возможно все. Ты видишь все свои будущие возможности, бесчисленное множество вариантов своих действий. И кожей ощущаешь бесконечность.

Но именно в этот момент возникает вопрос: почему среди этого множества ты делаешь именно тот свой выбор, который делаешь? Все эти вопросы — до, во время и после — составляет живую, удивительную ткань перформанса. Это то самое, что создает неповторимую магию искусства перформанса.

 

Выставка продлится до 4 марта.

 

Почитайте

«Сезон закрыт»: новый арт-проект об отчуждении Одессы и ее жителей

Новая музыка в лютеранской кирхе

«Танец тьмы» против пластика. Городской перформанс (фоторепортаж)

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться