#Учиться #Делать #Отдыхать

Фотоувеличение: об искусстве, молодых фотографах и познавательных лекциях

Со стартом образовательного проекта по истории фотографии ForshMag решил разобраться с фотографической арт-средой Одессы в беседе с Натальей Чех.

В начале марта в Одессе стартует образовательная программа по истории фотографии, лектором которого будет искусствовед и кандидат наук Виктория Мироненко. ForshMag пообщался с куратором проекта, директором «Института продвижения мероприятий культуры» Натальей Чех о спросе на интеллектуальную информацию и состоянии фотографической культурной среды в нашем городе.

 

Образовательные инициативы

Ваша организация регулярно проводит образовательные мероприятия. Как созрела идея  нового проекта? На кого он ориентирован?

Наталья Чех

Мы начали образовательную деятельность в 2012 году. Одним из первых был курс по истории фотографии с известным фотографом, руководителем школы фотографии в Киеве Виктором Марущенко. Для подготовки специалистов, как теоретиков, так и практиков в сфере фотографии, необходим академический подход в изучении истории фотографии. Наши студенты-гуманитарии обделены этой информацией: в высших учебных заведениях Одессы, например, на специальностях «Культурология» и «Философия» не преподают подобный курс. В результате ощущается недостаток профессиональной критики в этой сфере. Поэтому решили организовать проект по истории фотографии

Образовательная программа «История фотографии с Викторией Мироненко в Одессе» состоит из двух частей. Вечерний курс «Из истории фотографии: восемь ключевых явлений» рассчитан на широкий круг образованных слушателей, интересующихся историей визуального искусства в целом. Курс «Краткая история мировой фотографии» будет прочитан в дневное время на философском факультете ОНУ им. И. И. Мечникова и ориентирован как на студентов, так и на начинающих фотографов.

 

Есть ли спрос в Одессе на интеллектуальную информацию?

Безусловно. Однако здесь сложно оперировать цифрами. Мы провели несколько циклов лекций, которые близки к академическим. Стоит отметить наш курс по визуалогии (преподаватель Вера Савченко). Визуалогия — синтетическая наука, которая совмещает разные виды гуманитарного знания, в том числе и знания о знаковых системах. Были востребованы курсы: «Актуальная история искусства» с Михаилом Рашковецким и «Основы кураторской деятельности» с Екатериной Филюк. В 2016 году в программе «Культурные исследования» на площадке ЭЦСИ «Чайная фабрика» мы провели четыре курса: «Теория изобразительного искусства», «Мышление в поле зрения философии» (преподаватель Ольга Барановская), «Цикл культурологических бесед» с Марком Найдорфом, «История религий» (преподаватель Эдуард Мартынюк).

Больше о программах Института здесь.

Лекция Михаила Рашковецкого об актуальной истории искусств.

Лекция Михаила Рашковецкого об актуальной истории искусств. Фото: Н. Вдовенко.

 

Катя Тейлор о локальных инициативах: «Культурная децентрализация уже началась»

 

Вы занимаетесь только образовательной деятельностью?

Кроме образовательной деятельности, мы реализуем и выставочные проекты. «Институт продвижения мероприятий культуры» — негосударственная организация, в нашем арсенале — шесть фотовыставок, запланированы интересные проекты на текущий год. Сотрудничаем с разными арт-институциями. Все начиналось с арт-менеджмента. Со временем мы пришли к кураторской деятельности.

 

Арт-менеджмент vs. Кураторство

Какая разница между кураторством и арт-менеджментом, по Вашему мнению?

В нашей стране каждый куратор — немного арт-менеджер, и каждый арт-менеджер — немного куратор. Эти сферы пересекаются.  Куратор, как правило, обладает гуманитарным образованием, занимается созданием идеи — концепта проекта, отбором художественных произведений, продумывает пространственное решение выставки. Менеджер же подходит к вопросу как экономист, выстраивает структуру проекта, отвечает за его реализацию в целом. Это достаточно рутинная работа для творческого человека. Успешно совмещать эти виды деятельности дано не каждому специалисту.

 

В нашей стране каждый куратор — немного арт-менеджер, и каждый арт-менеджер — немного куратор. Эти сферы пересекаются.

 

На этом фото с ашими слушателями - президент Ассоциации арт-галерей Виктор Хаматов.

На этом фото с нашими слушателями — президент Ассоциации арт-галерей Украины Виктор Хаматов. Фото: А. Чех.

 

Будни куратора: «Это не стереотипный досуг на вернисаже с бокалом вина»

 

Позиция арт-менеджера востребована в Одессе?

Любой директор музея или руководитель галереи формально является арт-менеджером. Любая арт-институция — предприятие, оперирующее расходами и доходами. В 2014 и 2015 годах при содействии Ассоциации арт-галерей Украины мы проводили обучение по арт-менеджменту. Среди слушателей были не только одесситы, но и специалисты из Днепропетровска (сейчас официально переименован в Днепр — прим.) и Киева. Изначально программа была ориентирована на галерейную деятельность, которую в Украине сложно вести в принципе. Во-первых, это высокозатратный бизнес, во-вторых, несовершенство законодательной базы порождает множество проблем, в-третьих, арт-инфраструктура в целом в Украине слабо развита. Практически отсутствуют структуры, обеспечивающие страхование, перевозку, хранение, реставрацию произведений искусства в соответствии с мировыми стандартами.

 

Галерейную деятельность в Украине сложно вести в принципе. Во-первых, это высокозатратный бизнес, во-вторых, несовершенство законодательной базы порождает множество проблем, в-третьих, арт-инфраструктура в целом в Украине слабо развита.

 

«Ощущение Одессы»: художник Сергей Божко рассказал об арт-среде города

 

Город художников

Относительно арт-среды города. Она уже сформирована или еще формируется? В чем ее особенность в Одессе?

Арт-среда формируется постоянно. Это котел, в котором присутствует все: старое искусство, зрелое и молодое. Искусство сейчас находится в активном поиске путей к своему зрителю. Достаточно интересное время. В художественной жизни между поколениями зачастую наблюдаются разрывы. Понятие «актуальное искусство» подразумевает работу художников с острыми, соответствующими социокультурному контексту вопросами. Однако благодаря тому, что художественный процесс в Одессе в последние годы активизировался, регулярно проводится Международная биеннале современного искусства, в которой задействованы как зрелые, так и молодые художники, происходит диалог авторов разных поколений друг с другом. В Одессе появляются новые арт-пространства, например, галерея современного искусства Invogue#Art.

 

Благодаря тому, что художественный процесс в Одессе в последние годы активизировался, регулярно проводится Международная биеннале современного искусства, в которой задействованы как зрелые, так и молодые художники, происходит диалог авторов разных поколений друг с другом.

 

Фото из проекта Максима Финогеева Черноморский раствор 2.

Фото из проекта Максима Финогеева Черноморский раствор.

 

Сейчас в Одессе происходит всплеск культурной жизни. Чем это продиктовано?

Социокультурная ситуация в Украине изменилась в целом. Стали более востребованными междисциплинарные проекты. Социальная активность граждан высока. Активно развивается деятельность общественных организаций, производящих некоммерческий «культурный продукт».

 

Что почитать: про искусство и художников в 7 книгах

 

По этому принципу работает ЭЦСИ «Чайная фабрика», с которым мы дружим. Здесь все начиналось как независимое сообщество молодых художников. Благодаря усилиям арт-менеджера и куратора Дмитрия Банникова, группа художников обрела не только мастерские, но и выставочное пространство в здании бывшей чаеразвесочной фабрики.

received_1208183592629197

Дмитрий Банников. Фото: Н. Костромина.

Я думаю, рост творческой активности в Одессе связан также с изменением социальной структуры города. Однако, многие для того, чтобы реализовать свой потенциал, по-прежнему уезжают из Одессы. Мне как исследователю фотографии приятно наблюдать за развитием наших фотографов, которые обучаются в европейских странах. Например, фотограф Кирилл Головченко несколько лет назад уехал учиться в Германию. Кирилл — участник многих международных фестивалей фотографии. В 2016 году представил свою фотокнигу на книжном форуме в рамках фестиваля «Paris Photo».

 

Больше о книге Кирилла Головченко и многих других недавно изданных новинках читайте в нашем материале.

 

Как в Одессе развивается фотографическое искусство?

Современная фотография является частью художественного процесса. В связи с этим отношение к фотографии в Одессе постепенно изменяется. Многие молодые авторы используют фотографию как медиа, рассматривают актуальные вопросы из жизни украинского общества. Есть фотографы, которые работают в традиционных жанрах фотографии. Сейчас в Одессе многие профессиональные художники используют фотографию как средство для выражения своих идей, например, Сергей Белик, Олег Димов, Дмитрий Евсеев, Елена Щекина, Алена Рассветная, Максим Финогеев и многие другие. Они используют различные способы для презентации своего творчества. Это может быть мультимедийная презентация, фотокнига, фотоинсталляция и другое.

DSC_0164

Выставка Максима Финогеева в Музее западного и восточного искусства. Фото: Станислав Кинка.

 

Почитайте: «Сезон закрыт». Новый арт-проект об отчуждении Одессы и ее жителей

 

Учиться на фотографа

На Западе есть целые специальности по изучению истории и теории фотографии. Есть ли в Украине образовательные институты в этой сфере? Или лучше надеяться на какие-то курсы и лекции?

В нашей стране стать дипломированным специалистом со знанием истории фотографии имеют возможность кинооператоры. В 2016 году в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого после большого перерыва был набран курс для подготовки фотографов. На сегодняшний день других вузов, которые готовят специалистов в области фотографии, в Украине нет.

Выставка open-air на Odessa/Batumi photo days. Фото: Oksana Kanivets.

Выставка open-air на Odessa/Batumi photo days. Фото: Oksana Kanivets.

Для интересующихся фотографией в Украине проводится обучение в частных фотошколах. Большинство наших фотографов — самоучки. Они самостоятельно проходят как техническую, так и теоретическую подготовку. Наиболее активные авторы принимают участие в украинских и зарубежных конкурсах, стажировках, арт-резиденциях.

 

Что почитать: 7 книг о фотографии как культурном феномене

 

Необходимо ли такое образование в нашей стране?

Если мы говорим об искусстве фотографии, я вижу две проблемы. Во-первых, любителям фотографии и фотографам необходимо изучать историю и теорию визуального искусства как часть культуры. Если фотограф хочет реализовывать себя как художник, он должен знать, что было сделано до него. Момент повторения — закономерная часть любого обучения. Когда фотограф находит собственный художественный язык, у него есть шанс остаться в истории фотографии. Во-вторых, в Украине необходимо появление государственных и частных институтов, специализирующихся на изучении, архивировании и популяризации фотографии.

История украинской фотографии описана фрагментарно (харьковская, киевская, днепровская школы фотографии и другие). Это интересная и также требующая к себе пристального внимания исследователей тема.

 

Искусство создавать смыслы

Насколько широко представлено искусство фотографии в Одессе?

Фотографией сейчас увлечены многие. Сделать хороший снимок несложно, это может быть даже случайный кадр. Но привлекательное изображение — это еще не все. Чем больше смыслов считывается в фотографии, тем большее количество людей вовлекается в процесс ее изучения.

 

Сделать хороший снимок несложно, это может быть даже случайный кадр. Но привлекательное изображение — это еще не все. 

 

photographer-1861027_1280

В Одессе в основном экспонируется традиционная классическая фотография. Актуальная фотография, как любое актуальное искусство, призвана заставить зрителя задуматься, возможно, что-либо изменить в себе и окружающем мире. Выставки фотографии можно увидеть в Музее современного искусства Одессы, в государственных музеях и частных арт-институциях, в культурных центрах города, включая Всемирный клуб одесситов. Одна из постоянных локаций Одесского отделения НСФХУ — Всеукраинский центр болгарской культуры. Проводятся также и open-air мероприятия.

 

Почитайте: «Остатки роскоши». Три десятилетия жизни на фото Георгия Исаева

 

Каково качество одесских фотовыставок? Можно сказать, что это искусство?

В Одессе уже два года подряд проходит фестиваль «Odessa//Batumi Photo days». Куратор Екатерина Радченко работает с молодыми украинскими авторами и привозит сюда специалистов из-за рубежа, которые проводят мастер-классы для фотографов. Такого рода мероприятия формируют среду, где специалисты и аматоры могут узнать, что происходит в современной фотографии в Украине и мире. Это создает благоприятную обстановку для развития фотографии в нашем городе. Во время подобных фестивалей фотографы могут показать свое творчество, а также путем общения и сопоставления оценить свое место на данном этапе и определить направление для дальнейшего развития.

 

Такого рода мероприятия формируют среду, где специалисты и аматоры могут узнать, что происходит в современной фотографии в Украине и мире. Это создает благоприятную обстановку для развития фотографии в нашем городе.

 

Что же касается вопроса, является ли их творчество искусством или нет, здесь должны подключиться специалисты, которые знают историю искусства, могут судить о новизне того, что они видят и о том, как произведение «сделано». Еще один критерий оценки — социально-культурный контекст. Современная фотография говорит о том, что происходит в жизни конкретного человека, города, страны. У художника есть право говорить о том, что ему интересно. Возможно, это только закаты и рассветы. Это можно тоже считать концептуальным ходом. Но с другой стороны, каждый человек может найти какие-то темы, которые задевают его как социальное существо. Даже если это касается внутренних переживаний — это тоже хорошо. Задача каждого человека прежде всего — познание самого себя.

«Парадный портрет». Музей современного искусства Одессы. 2016

«Парадный портрет». Музей современного искусства Одессы. 2016

 

Культурные разрывы и забытые музеи

Вы обрисовали благоприятную среду для творчества в Одессе. Существуют ли какие-то проблемы, особенности творческой обстановки в городе?

У молодого поколения авторов совершенно другое понимание свободы. Молодые одесситы ощущают собственную идентичность как украинцы, однако в их творчестве преломляется наследие советского прошлого. Люди старшего и среднего поколения были воспитаны в парадигме интернационализма. Они сейчас теряют свои прежние ориентиры, для многих это очень сложный и болезненный процесс. Мне кажется, когда мы переживем это турбулентное время, в украинском обществе произойдут качественные изменения и в отношении к культуре, и в мироощущении.

 

Как наладить связь искусства с обществом? Почему у нас нет культа музеев? Может, проблема в самих институциях?

Искусство и культура непосредственно связаны с существованием человека. Это один из способов познания себя и окружающего мира. Соприкосновение человека с элементами культуры происходит постоянно. Человек может испытать при этом культурный шок. Многое зависит от того, насколько он готов к принятию другой культуры. Наладить связь между обществом и институтами культуры возможно только путем диалога и создания культурного продукта, востребованного современным обществом, и музейного, в том числе.

 

Почитайте

С завязанными глазами: фоторепортаж с перформанса Милены Недбаевой

Что почитать: 5 книг о современных украинских художниках

Дом Гоголя: все, что осталось (фоторепортаж)

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться