#Учиться #Делать #Отдыхать

Одесский ужас: как снять малобюджетный хоррор

«В трэшевом кино Эрос и Танатос любят друг друга», или интервью с одесским режиссером Сергеем Коняхиным.

Сергей Коняхин — культовая фигура в одесском андеграундном кино. Его фильмы, снятые в основном по своему же сценарию, имеют глубокую метафизическую основу и отсылают зрителя к глубинным, первородным и самым темным переживаниям. Сейчас Сергей Коняхин работает над финальными эпизодами очередного фильма под многозначительным названием «Свиня». Мы решили встретиться с режиссером и узнать о трэш-хорроре в Одессе и Украине.

 

Истоки

Сергей, как ты решил стать режиссером?

Сергей Коняхин
режиссер

Еще с детства хотел стать писателем. Идея очень простая — писателю не нужно работать. Он сидит и выдумывает всякие истории. Поступил на филологический факультет. С ранних лет я полюбил книги. У нас дома была библиотека. Первой книгой, которую я прочел, был Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?». Чуть повзрослев, начал писать небольшие произведения, а в старшей школе перешел к большим опусам. Потом ознакомился с литературной деятельностью в Украине и пришел к выводу, что, по сути, ее не существует вообще и она никому не нужна.

В 2004 году у меня первый раз в руках оказалась видеокамера. Я стал оператором и журналистом на одном из одесских каналов. Тогда и осознал, что снять фильм будет дешевле и проще, чем издать свою книгу.

Фото из личного архива Сергея Коняхина.

Фото из личного архива Сергея Коняхина.

 

От рассказа к фильму

Первым короткометражным фильмом был «Человеккирпич» (Сергей подчеркивает, что название пишется без пробелов —прим.). По сути, кроме главного героя и кирпича, в этой новелле нет больше никаких персонажей. И поэтому ее было легко снять. Проект стал началом дилогии под названием «Украиномекон». Вторая часть — полнометражный фильм «Восстаниекирпичеймертвецовзомбиготовтрупаков2: последнийможетзастрелиться». Кроме съемок своих фильмов, я продолжаю параллельно творить и на литературном поприще. Например, уже который год готовлю к изданию книгу «Снеговик. Сказание о безумном снеговике, одержимом древневавилонянским демоном Йог-Соттхотхом». Я его уже иллюстрирую.

 

KOTOFEST 2017: стартовал конкурс сценариев короткого метра

 

Акцент на самобытность — шанс украинского кино

Что необходимо предпринять молодому режиссеру? Необходимо продумать сценарий. Выбрать цель и поэтапно ее достигать. Какова может быть концепция? Меня впечатлил опыт японского аниме. Когда после Второй мировой войны японская анимация, как и вся культура, была в упадке, и она не могла противостоять дорогостоящей голливудской анимации, то они пошли другим путем. Японцы пришли к тому, что им легче конкурировать смыслом, а не качеством. Таким образом, они подчеркнули свою самобытность. Этот принцип, мне кажется, необходимо взять на вооружение и многим начинающим режиссерам в Одессе и Украине в целом.

 

Когда после Второй мировой войны японская анимация, как и вся культура, была в упадке, и она не могла противостоять дорогостоящей голливудской анимации, то они пошли другим путем. Японцы пришли к тому, что им легче конкурировать смыслом, а не качеством.

 

Во время съемок фильма «Зомбиготы». Фото из личного архива Сергея Коняхина.

Во время съемок фильма «Зомбиготы». Фото из личного архива Сергея Коняхина.

В первую очередь необходимо делать упор на смысловом содержании, а точнее, его максимальном отличии от всякого рода заезженных схем. Мы, люди, воспитанные на голливудском кино, привыкли, что нам все подают «разжевано». Это приводит к тому, что в большинстве случаев уже неинтересно смотреть фильмы. Зритель сразу определяет, где хороший герой, а где плохой. Нам же надо не следовать американскому и даже европейскому опыту, а сосредоточиться на сценариях, которые говорили бы о нашей самобытности, самобытности нашей культуры, в самом прямом смысле противопоставив себя всем существующим ныне культурам.

 

Как написать киносценарий: советы оскароносца

 

Кино —это обман, а режиссер — первооткрыватель

Кино с помощью монтажа позволяет обмануть зрителя как угодно. Взять, к примеру, классику немецкого экспрессионизма «Вампир» (1932 года — прим.), где люди держали камеру едва ли не впервые, и некому их было собственно научить. Но все мистические переживания были переданы путем монтажных решений, углов съемки, это все можно продумать. Многие великие режиссеры были первооткрывателями, да и сейчас многие режиссеры должны являться таковыми. Тем более, что сейчас доступна видеотехника и программное обеспечение. Раньше надо было покупать пленку и проявлять ее только в Киеве или Москве. Надо было уметь на нее снимать. А сейчас фактически каждый, кто имеет мобильный телефон,может снимать, а каждый, кто имеет компьютер — монтировать видео. Есть множество эффектов, которые можно наложить в постобработке на видео, но главное, конечно же, — это идея.

 

Сейчас фактически каждый, кто имеет мобильный телефон,может снимать, а каждый, кто имеет компьютер — монтировать видео. Но главное, конечно же, — это идея.

 

Сейчас кино — способ уйти от реальной жизни. И это полезно для психологического разрешения своих комплексов. Многие снимают кино, чтобы реализовать свои темные фантазии. Неважно, будет кто-то смотреть это или нет. Важно, что тот заряд энергии, который я вложил, избавил меня от переживаний.

 

Документальный фильм о «солнечных детях», который не покажут на большом экране.

 

О клише, которые не зазорно использовать в фильмах ужасов

Если ты снимаешь зомби-хоррор, то не зазорно использовать некоторые штампы, присущие жанру. Например, довольно часто встречается такой момент, когда в толпу зомби врезается броневик или автомобиль,утыканный крючьями. Или еще один классический штамп: часто в этих фильмах есть момент, когда выжившего окружает толпа зомби, у него есть выбор: застрелиться или стать зомби. Я даже вывел это в название.

Со съемок фильма «Зомбиготы». Фото из личного архива Сергея Коняхина.

Со съемок фильма «Зомбиготы». Фото из личного архива Сергея Коняхина.

Я работал в газете «Одесский вестник», и одна моя коллега получила задание написать о том, в какие игры играют современные дети. Она вышла во двор, поспрашивала знакомых. Оказалось, что есть такая игра в зомби. Это почти то же, что «салочки», но смысл в том, что тот, кого касается «зараженный», тоже становится зомби, в итоге вся толпа бегает за одним. Буквально в ту же неделю, когда вышел утром во двор дома, где живу, я увидел бегающих детей лет по 10-11, и один из них закричал: «Давайте играть в зомби!». И в игре есть условие: «Последний может застрелиться». Так что тот, кто застрелился, тот и победил: он не стал зомби.

 

Одесса всегда была полна творческих людей, и с ними можно, как правило, договориться. Но также при словах «творческие люди» иногда хочется хвататься за маузер.

 

В качестве актеров я всегда использую волонтеров. Одесса всегда была полна творческих людей, и с ними можно, как правило, договориться. Но также при словах «творческие люди» иногда хочется хвататься за маузер. Не имея бюджета, очень высока вероятность пригласить на роль человека, который будет делать все вразрез режиссерскому видению. Обычно когда отснята примерно половина проекта, он начинает вить из режиссера веревки. А еще он тайно считает режиссера говном, так как глубоко в душе мнит о себе гораздо лучше. С такого рода персонажами я сталкивался постоянно в ходе съемок. Тогда даже родилась пословица: «Хочешь найти себе врагов — начни снимать кино». Сейчас я использую добровольцев и ближайших друзей, и в будущем хотелось бы, конечно, привлекать профессиональных актеров, чтобы требовать от них больше отдачи, чем от свободных художников.

 

Показываем и обсуждаем: в Одессе появился нестандартный кинотеатр

 

Одесса — центр киноиндустрии Украины

Одесса — один из самых благоприятных городов с точки зрения локаций. Здесь есть и XIX, и XX, и даже XXII век. Здесь можно найти и постъядерные обломки и пустыни, барханы и море, лес и живописные отвесные скалы. У нас большой период солнечной активности, поэтому съемки на натуре — одни из самых длительных. Собственно, Одесса благодаря своему культурному наследию и географическому расположению может и должна стать центром развития украинского кинематографа.

 

Здесь можно найти и постъядерные обломки и пустыни, барханы и море, лес и живописные отвесные скалы.

 

В Одессе и области надо устроить заповедник кино, и большую роль в этом я отвожу Одесской киностудии. Почему у нас не снимается кино? Причина одна — законодательная. Например, можно принять закон, при котором все деньги, вложенные в кинопроизводство, не облагались бы налогами. Я думаю, что можно было бы по примеру США принять подобный закон только для одной нашей Одесской области, а всю прибыль направлять опять же на кинопроизводство, туризм, экологию и поддержание внешнего лоска нашего города — ремонт фасадов, восстановление исторических и создание новых архитектурных памятников.

 

Дом Гоголя: все, что осталось (фоторепортаж)

 

Сейчас заметен некий ренессанс фильмов ужасов. Как ты думаешь, с чем это связано?

Если тебе дают загадку с множеством вариантов решения, то любой человек с превеликим удовольствием будет следить за разрешением этой загадки. Очень жалко, что у нас практически полностью отсутствует кинопроизводство. Ведь для того, чтобы снять один шедевр, не столько достойный «Оскара», или «Пальмовой ветви», сколько такой, который бы к лучшему изменил сознание и жизнь людей, надо снимать десятки и сотни фильмов в год. Но если в год снимают по два-три фильма, то подобный результат можно ждать очень и очень долго. Хорошо снятые ужасы — это способ обмануть зрителя. Ужасы и трэш — это обращение к темным сторонам души, которые есть у каждого.

Трэш в кино, как я его понимаю – это смесь порнографии и ужаса, часто некачественного. И эта смесь существует в глубине почти у каждого: это страх смерти, разного рода фобии с которыми режиссер может играть и заигрывать: в трэшевом кино Эрос и Танатос любят друг друга.

Со съемок «Преступление и наказание». Фото из личного архива Сергея Коняхина.

Со съемок «Преступление и наказание». Фото из личного архива Сергея Коняхина.

Мне кажется, что трэшевая культура — это единственный способ кинопроизводства для Украины в настоящее время. Это фактически кино без бюджета, которое спонсируется из частного капитала — если можно так назвать собственные средства самих энтузиастов данной продукции. Но все-таки многие вопросы у нас не могут быть заявлены так свободно, как например, в США. Что интересно, трэш нарушает многие неписаные законы голливудских режиссеров — например, здесь впервые начали напрямую показывать убийство.

 

Это фактически кино без бюджета, которое спонсируется из частного капитала — если можно так назвать собственные средства самих энтузиастов данной продукции. Но все-таки многие вопросы у нас не могут быть заявлены так свободно, как например, в США.

 

Если мы возьмем фильмы Хичкока, любую классическую драму, то там не показывается само убийство: там тень на стене, лужа крови и так далее, а трэш бесстыдно показывает в упор то, от чего отворачивается большое кино. И это делается нарочито грубо и примитивно, что человек осознает нереальность всего того, что происходит на экране, и бывает, что это вызывает смех. Ведь снять хорошую комедию тяжелее, чем снять фильм ужасов. А напугать плохо — это все равно, что рассмешить.

 

Локальные исполнители

Но музыка играет очень большую роль. Я большой фанат музыки, и для меня проблема, что я не могу поставить нравящийся мне саундтрек под нужный мне фрагмент фильма. За каждый использованный трек могут забанить в Интернете, за них надо платить правообладателю, что для рядового украинского режиссера фильмов ужасов вряд ли осуществимо. В итоге я пришел к тому, что надо использовать треки местных исполнителей. Если есть возможность поставить какой-то трек иностранных музыкантов или трек местной группы, то пиарить конечно же, лучше своих.

 

Почитайте: Новая музыка в лютеранской кирхе

 

Для предпоследнего фильма, который я снял по мотивам «Преступления и наказания», саундтрек был написан очень просто — за один вечер дома у моего друга-звукооператора с помощью гитары, бас-гитары, саксофона, разных стучалок-гремелок, губной гармошки, советского синтезатора, электрических шумов и электронных семплов. Четыре раза посмотрев фильм, мы записали под него четыре трека и потом уже выбрали лучшие моменты. В итоге получилось что-то в стиле «Мертвеца» Джима Джармуша (смеется).

 

Где можно увидеть трэш-хорроры?

В Украине крайне сложно продемонстрировать свое кино, также как и связаться с себе подобными. Режиссеры — вообще народ, неспособный к сплочению, и они скорее при встрече поссорятся или подерутся.

Мой последний проект называется «Свиня». Этот фильм об экзорцизме. После того как я отснял свою последнюю короткометражку по мотивам «Преступления и наказания», то некоторое время ходил без идеи. Потом мне пришел в голову этот сценарий («Свиня» — прим.). Оказывается, экзорцизм — это просто: здесь необходимо всего два человека — бесноватый и батюшка, который совершает процедуру. Сюжет довольно простой: украинская глубинка, куда приезжает батюшка изгнать демона из человека, в которого вселился дух мертвой свиньи.

Со съемок фильма «Свиня». Фото из личного архива Сергея Коняхина.

Со съемок фильма «Свиня». Фото из личного архива Сергея Коняхина.

 

Успех — в простоте и безумии

Вспомним фильм «Пила», который прогремел на весь мир. Японские товарищи решили, что может быть проще, чем человек, закрытый в комнате, и голос через динамик. Вспомните также «Ведьму из Блэр» — это еще один из малобюджетных фильмов, который состоялся благодаря тому, что там было задействовано мало человек. Но если по всему миру прокатила такая фигня, как «Ведьма из Блэр», то, я думаю, что в Украине с ее мракобесием можно снять еще более ужасные ужасы. Поэтому я призываю всех начинающих режиссеров в первую очередь продумывать такие сценарии, чтобы их можно было реализовать с минимальным привлечением актеров.

Со съемок фильма «Свиня». Фото из личного архива Сергея Коняхина.

Со съемок фильма «Свиня». Фото из личного архива Сергея Коняхина.

И еще один дельный совет для начинающих режиссеров: бросайте пить! Когда человек начисто освобождается от основного бича нашего времени — алкогольной зависимости, у него обычно появляется много свободного времени и денег, которые он может направить на раскрутку собственных проектов. Поэтому снимайте кино, снимайте трэш и угар, выбирайте самые безумные идеи и ракурсы и продолжайте двигаться в своем направлении до тех пор, пока весь мир не содрогнется от ваших опусов, потому что в этом мире есть две основные ценности — это любовь и творчество, только они им двигают, и только они способны его преобразовать.

 

Почитайте

В поисках призрака украинского дарк-фолка

Олег Кулик: путь человека-собаки к индивидуальности

Петр Павленский: «Достаточно просто поджигать»

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться