#Учиться #Делать #Отдыхать

Альтернативная история: современное искусство рассказывает о прошлом

Как современное искусство помогает осмыслить историю. Конспект лекции куратора Катерины Филюк.

Куратор Катерина Филюк рассказала о зарубежных и украинских художественных проектах, которые помогают узнать и осмыслить прошлое, а также проблематизируют исторические события, память о которых стиралась политическими режимами. Свою лекцию в рамках образовательного проекта Hubs of History Катерина готовила как некую выставку, на которой зритель смог увидеть, как художники работают с неудобной историей, микросюжетами и партисипативными методами.

 

О понятии альтернативной истории

Катерина Филюк
куратор

Название «альтернативная история» мне очень нравится. Но в контексте недавних событий и благодаря PR-службе Дональда Трампа, которая назвала его ложь альтернативными фактами, это словосочетание звучит в другой тональности. Однако в контексте современного искусства слово «альтернативный» всплывает очень часто, потому что искусство выполняет функцию экспериментальной площадки и все время само себя маркирует как альтернативу основным нарративам, которые могут быть агрессивными и навязываться.

 

«Ленин на гастролях»

История начинается с того, что в Дрездене находился памятник Ленину, от которого в определенный момент городской совет решил избавиться. Так как памятник достаточно большой и убрать его не так просто, местные власти дали в газету объявление, что тот, кто демонтирует его за свой счет, сможет впоследствии памятник забрать себе. Демонтировал его владелец похоронного бюро, который изготавливал могильные плиты. Он увлекался советской монументальной пропагандой и планировал впоследствии создать парк советской скульптуры, какие существуют сейчас на постсоветском пространстве.

 

Местные власти дали в газету объявление, что тот, кто демонтирует Ленина за свой счет, сможет впоследствии памятник забрать себе. Демонтировал его владелец похоронного бюро, который изготавливал могильные плиты.

 

Время шло. Его наследник решил, что не будет этим заниматься, и Ленину пришлось пылиться на складах, пока художник Рудольф Герц не обратился с просьбой взять памятник в аренду. Проект назывался «Ленин на гастролях» (Lenin on tour). Герц поставил Ленина на передвижную платформу и возил по Европе вместе с такими же монументальными рабочими, которые когда-то составляли ему компанию на памятнике. Впоследствии художник создал фильм и фотодокументацию.

02

Они побывали в Чехии, Германии, Франции, Италии. Реакция была разнообразная. Агрессивнее всего отреагировали чехи, которые сильно хотели от него избавиться, несмотря на то, что постамент просто проезжал мимо. Закончилось путешествие Ленина в Дрездене, на том же месте, где памятник стоял ранее. Там собралось огромное количество людей, многие были с цветами и приветствовали его спустя 20 лет.

 

Закончилось путешествие Ленина в Дрездене, на том же месте, где памятник стоял ранее.

 

С одной стороны, художник хотел показать Ленину современность: что происходит с миром, когда его, Ленина, сняли с пьедестала. И с этой целью Герц, например, даже привозил скульптуры в ночные клубы. А с другой, художник хотел проверить, как люди будут воспринимать достаточно противоречивый символ.

 

Что почитать: «Наші міста – продукти пострадянщини». Урбаніст Ігор Тищенко говорить про парадокси українських міст.

 

 

Небо над Албанией

Часть работы «Албанская трилогия» Армандо Лулая — это видео об истории американского самолета, который в результате плохих погодных условий (по версии США), оказался в воздушном пространстве Албании. Связь с летчиком удалось установить, самолет перехватить. Американского военного отпустили, а самолет оставили. Этот инцидент в последствии спровоцировал осложнение дипломатических отношений между странами.

Самолет же укрепили на крепости, стоящей над городом, где он достаточно долго пробыл, пока не начал разваливаться на части. В какой-то момент от самолета решили избавиться, но американское консульство предложило сохранить его, поскольку это часть истории. В своей работе художник Армандо Лулай возрождает этот факт. В конце видео он поднимает самолет и подвешивает его над городом, где он снова реет в облаках.

03

На этом примере мы видим, что художник становится историком, он обращается к конкретным фактам, никоим образом не подтасовывая их, не внедряя фикцию. Далее мы увидим разные подходы к фактам и методы работы художников с ними. Однако для Армандо Лулая важно восстановление некой исторической ситуации. Конечно, это и комментарий к современному состоянию его страны, и комментарий ко всей нездоровой ситуации, в которой Албания находилась в то время. Это многоуровневая работа, и, по-моему, красиво снятая.

 

Что почитать: 5 книг о современных украинских художниках

 

Память о геноциде

Майкл Ракович — американский художник с иракскими корнями. Эту работу он сделал специально для последней Стамбульской биеннале. Проект напрямую связан с турецкой историей и называется «Возьмите плоть, но оставьте мне кости». Это турецкая пословица о том, когда ученик, пользуясь авторитетом учителя, добивается успеха и строит карьеру на его репутации.

IKSV_14B_for_Press_Sahirugureren_110

Работа посвящена геноциду армян. Это болезненная тема, которую в Турции не то чтобы сложно, но даже опасно поднимать, так как страна до сих пор не признает этого факта. За утверждение о геноциде в Турции предусмотрена уголовная ответственность.

Трагедия произошла в 1915 году. По разным подсчетам от одного до полутора миллиона армян было уничтожено. Пришедшие к власти Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша приняли решение, что государство должно строиться на мусульманских принципах. Армяне и до этого были меньшинством в плане прав, которыми они обладали, так как были христианами. На руку ужасной политике сыграли Первая мировая война и договор с Германией, благодаря которому Турция предполагала расчистить себе проход на Кавказ и там воссоединиться с мусульманами Российской империи. Все эти факты сложились, и впоследствии армян начали насильно переселять в определенные области, чему они, конечно же, сопротивлялись. Это обернулось кровопролитными событиями.

Понятно, что Майкл Ракович не может говорить об этой проблеме напрямую, поскольку его работа была реализована в Стамбуле. Он находит интересный подход. То, что мы видим на фотографии, — это мастерская армянского скульптора Габрето Цезеляно, который создавал в практически промышленных масштабах декор для зданий арт-нуво в Стамбуле. Это была одна из самых крупных и самых известных мастерских того времени.

 

То, что мы видим на фотографии, — это мастерская армянского скульптора Габрето Цезеляно, который создавал в практически промышленных масштабах декор для зданий арт-нуво в Стамбуле.

 

С одной стороны, это метафора, а с другой — интересный исторический факт. Турки истребляли армян и всячески стараются стереть воспоминания о геноциде. Но в структуру города, в его каркас, вплетены эти элементы декора, от которых невозможно избавиться. Ведь кто пойдет сбивать каждый завиток на здании, только потому, что он был сделан армянским скульптором? Таким образом, художник показывает парадоксальную ситуацию: армянин был настолько интегрирован в культурную жизнь, что отвечал за лицо города. Это одна часть проекта, в которой художник пытается восстановить мастерскую армянского скульптура.

 

Что почитать: В мастерской спасателя картин

 

06

«В 1910 году при попытке модернизировать Стамбул городские власти приказали переселить всех бездомных собак на остров Сивриада в Мраморном море. Около 80 000 собак умерли на пустующем острове в основном от голода и жажды. Некоторые утонули в попытке вернутся в город»

Во вторую часть Майкл Ракович включает художественный вымысел, пытаясь найти параллели, которые исторически, возможно, не совсем обоснованы. Например, в соседнем зале он показывает ситуацию, случившуюся до геноцида — принудительное выселение бездомных собак из Стамбула. Около 80 тысяч собак отправили на маленький остров, который больше напоминал скалу. Было понятно, что все собаки там друг друга переедят или вымрут. Художник проводит параллель, к которой можно поставить большой знак вопроса. Но это художественный проект, а не историческая книга.

 

Около 80 тысяч собак отправили на маленький остров, который больше напоминал скалу. Было понятно, что все собаки там друг друга переедят или вымрут.

 

В конечном итоге работа оказалась незамеченной со стороны властей, не последовало критики или притеснения художника. Я думаю, это говорит о потенциале современного искусства. Майкл Ракович внедрился в публичное пространство, рассказал историю, да, пускай немного преувеличено. Но если бы он провел ее как политический активист, он бы закончил в тюрьме. Теперь его проект демонстрируется по всему миру.

 

Что почитать: Как изменить музей с помощью современного искусства

 

«Рисунки для проекции»

Родители художника Уильяма Кентриджа из Южной Африки были правозащитниками и принимали активное участие в борьбе с апартеидом. Большинство работ художника связано с режимом — он берет очень сложно проговариваемую проблему в обществе и пытается раскрыть ее художественными методами. Уильям Кентридж рассказывает, что, будучи ребенком, он зашел в кабинет отца и открыл коробку, которая выглядела как коробка с подарками, но там оказались фотографии с растерзанными телами чернокожих. На него это произвело большое впечатление, и он до сих пор работает с этой темой.

 

Уильям Кентридж рассказывает, что, будучи ребенком, он зашел в кабинет отца и открыл коробку, которая выглядела как коробка с подарками, но там оказались фотографии с растерзанными телами чернокожих. На него это произвело большое впечатление, и он до сих пор работает с этой темой.

 

Уильям Кентридж создает рисунки углем и потом переводит их в анимацию. Серия «9 рисунков для проекции» (1986-2003) рассказывает истории трех протагонистов: белого предпринимателя Сохо Экштейна, его жены и чернокожего Феликса.

Сила такого рода проектов заключается в том, что работы Уильяма Кентриджа можно увидеть на выставках в абсолютно любой точке мира. Даже зритель, который не интересовался этой темой, сталкиваясь с подобными произведениями, не только получает информацию, но и, возможно, сделает свое мини-исследование, пусть даже заглянув в Википедию.

Это еще одна функция подобных проектов — они могут служить альтернативным источником информации, особенно в мире, где побеждает контекстная реклама, а Facebook и Google показывает нам то, что мы хотим видеть, основываясь на поисковых запросах.

 

Что почитать: Арт-прогресс, или 3 проекта на стыке искусства и технологий

 

Микроистория Майдана

11Мы говорили о больших нарративах, историях, написанной большими мазками. Я хочу вспомнить проект Леси Хоменко «Портреты на Майдане», потому что художница избрала другой подход. Cобытия, на которых базируется проект, тоже имеют высокую историческую релевантность. Леся каждый день приходила на Майдан и делала портреты людей, которых там встречала. Портреты создавались под копирку: оригиналы она отдавала моделям, копии оставляла себе. Таким образом, вместо того чтобы рассказывать глобальную историю революции: сколько человек погибло и что в какой день произошло, она говорит о тех людях, простых украинцах, которые делали эту революцию.

В своих комментариях Леся подчеркивает, что часто художник присваивает реальность, выхватывает и забирает у нее элементы и привносит в художественное поле. И на Майдане Леся задалась вопросом, как она может быть полезна другим как художник: чтобы давать, а не только брать. Мне же интересен этот проект как пример работы с микроисторией.

 

Вместо того чтобы рассказывать глобальную историю революции: сколько человек погибло и что в какой день произошло, художница говорит о тех людях, простых украинцах, которые делали эту революцию.

 

Что почитать: Уроки документалистики от режиссера фильма «Зима в огне», который попал в шорт-лист  премии Оскар-2016.

 

Сам себе Ленин

И закончу лекцию проектом, который состоялся в этом году в Киеве и который я курировала. Мы пригласили художников поразмышлять о том, что можно временно поставить на пьедестал, на котором раньше стоял Ленин. Мексиканская художница Синтия Гунтьеррес предложила лестницу, по которой каждый желающий может подняться на пьедестал. Проект называется «Населяя тени».

 

Мы пригласили художников поразмышлять о том, что можно временно поставить на пьедестал, на котором раньше стоял Ленин.

 

Это не конструкция сама по себе, как некоторые подумали, а ритуал, который она провоцирует: человек поднимается по лестнице и занимает позицию наверху. И это было потрясающе. Люди делились, что на пьедестале начинали себя совсем по-другому чувствовать. Видимо, неслучайно памятники устанавливают так высоко, ведь таким образом выстраивается вертикаль власти, и, находясь наверху, чувствуешь себя на вершине этой вертикали.

18

Проект Синтии Гунтьррес — это возможность столкнуться с прошлым лицом к лицу. Тени прошлого преследуют нас, и, возможно, способ от них избавиться — это вступить в конфронтацию, посмотреть им в глаза и понять, почему он нас преследуют. Мне нравится демократичность этого проекта и что каждому разрешено подняться на эту властную высоту. Проживание истории — это проживание болезненного опыта, возможно, так он становится менее травматичным для нас.

 

Что почитать

Верните сквер: обновление запущенного пространства у кинотеатра «Звездный»

5 научно-популярных книг о современном мире

Архитектурное наследие: дома, которые мы теряем

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться