#Учиться #Делать #Отдыхать

Ярослав Лодыгин: «Украина сейчас — это самая богатая на сценарии страна»

Зачем снимать полнометражное кино, как находить зарубежных инвесторов и почему делать кино в Украине стоит именно сейчас.

Об историях и пророчествах

Радиоведущий, стендапер, историк, теперь еще и кинорежиссер — ты универсальный солдат, или это все разные стороны одного человека? И почему вообще решил попробовать себя в этом деле?

Все перечисленные виды деятельности объединяет одно — в основе лежит история. Я просто люблю рассказывать истории, и неважно, в каком формате это будет сделано — с киноэкрана или со сцены. В принципе, режиссерский опыт у меня уже был (я снимал несколько короткометражек), но когда в руки попал такой материал, как «Ворошиловград», конечно же, стало страшно интересно — а смогу ли я эту историю рассказать заново, с помощью кино?

 

Почему именно «Ворошиловград» Жадана? Роман ведь был издан в 2010 году на спадающей уже тогда волне постмодернизма. Сейчас 2017, другие реалии, иной контекст, иные взгляды — как соотносится роман с окружающей действительностью?

Сейчас как раз он очень актуален, более того — я счастлив, что не экранизировал его прямо после выхода в свет. По прошествии семи лет книга приобрела какую-то пророческую окраску. Взять хотя бы бесконечную железнодорожную ветку, о которой пишет Сергей. Когда ты приезжаешь в Старобельск, понимаешь наконец, что сейчас один конец ветки упирается в российскую границу, а второй — в тупиковую станцию. И между ними ходит всего один поезд.

 

Роман завершается накануне тех событий, которые длятся до сих пор. И в какой-то мере он описывает то, что происходит сейчас на востоке.

 

И самое главное, роман — возможность спокойно разобраться в первопричинах и истоках нынешней ситуации, «переварить» самое ее начало. Ведь с момента выхода прошло семь лет, но книгу прочитали не так уж и много людей — у нас в принципе население малочитающее. Хотя как раз эта история стала бы очень полезной — отчасти именно поэтому мы хотим ее снять, чтобы можно было не только прочитать, но и посмотреть, донести большему количеству людей.

 

Что почитать: Украинский документальный фотограф Александр Гляделов про ответственность во время войны

 

Госкино, казино для продюсеров и языковые стереотипы

Украинский кинематограф в период независимости представлялся как некая малоподвижная махина, весьма закостеневшая и непродуктивная. Последние годы кинематограф вроде начал оживать. Насколько сейчас легко (и конкретно тебе) делать кино в Украине?

Скажу откровенно: во всем мире тяжело снимать кино, это казино для продюсеров. Чтобы снять фильм, нужна большая команда, нормально работающая индустрия. А в случае, когда ты еще и дебютант, становится гораздо сложнее, добавляются принципиальные моменты — ты «обязан» материалу, который у тебя на руках.

 

Очень важно встретить «своих» людей, тогда проект начинает действительно работать и будить по ночам безумными мыслями и идеями.

 

Съемочная команда фильма на ОМКФ 2017. Фото: пресс-служба фестиваля.

Как удалось получить финансирование от Госкино?

Когда мы подавались на конкурс, было отобрано порядка 140 фильмов в разных категориях. Сначала они «проходят» по бумагам, затем выбираются финалисты на питчинг. Это заседание экспертной комиссии (кстати, его можно смотреть в реальном времени на канале Youtube, там все прозрачно), в зале также сидят представители проектов. Они по очереди выходят, рассказывают о фильмах, показывают фото и уже снятые кадры, отвечают на вопросы. Могу сказать, что очень важно хорошо подготовить само выступление перед комиссией и суметь сложить хорошее представление о проекте — мне в этом, собственно, и помог опыт стендапера.

 

Что почитать: Как написать киносценарий. Советы оскароносца

 

«Ворошиловград» — весьма кинематографичный роман, он отлично «ложится» на пленку, однако по таймингу он бы занял не полтора-два часа, а добрый десяток. Вы не хотели делать сериал? Как писался сценарий?

Мы много раз писали и переписывали сценарий — все равно выходил сериал. Чуть позже сделали очень правильный шаг и пригласили в команду профессионального сценариста Наталью Ворожбит. Сев втроем с ней и продюсером Владимиром Яценко, все же решили, что будет фильм. Понятно, многие сцены придется вырезать. Буквально две недели назад, когда поняли, что не влазим в 120 минут фильма, последнюю версию сценария опять отхронометрировали.

 

К счастью, Сергей Жадан спокойно относится к работе над фильмом — он понимает, что есть роман, а есть сценарий, и эти две вещи надо разделять. В этом плане с ним удивительно легко работать.

 

Сергей Жадан со съемочной командой фильма на ОМКФ 2017. Фото: пресс-служба ОМКФ.

 

Что почитать: Сергей Жадан в Одессе. Интервью в стихах

 

Как удалось выйти за рамки законодательства Украины, которое считает национальным кино исключительно на украинском языке?

На самом деле, там есть определенные квоты и допустимые нормы по наличию любых других языков в фильме. Я, конечно, считаю это полной чушью и глупостью — мы ведь не химики, чтобы граммы и миллилитры отмерять. С другой стороны, нам это позволило открывать то, что на первый взгляд скрыто. Например, жители Старобельска действительно умеют говорить на украинском языке, только они стесняются этого. Если к ним заговорить по-русски, они ответят на нем же, заговоришь по-украински — ответят на украинском, а между собой они разговаривают на суржике.

 

Как найти продюсера для украинского кино

Каким образом удалось «попасть» на зарубежных продюсеров? Чем вы их зацепили?

Наш швейцарский продюсер Миклош Гимеш — очень давний поклонник Жадана. Мы с ним познакомились еще в 2012 году, он довольно известный киножурналист в Швейцарии. Когда мы только начинали проект, тогда еще вдвоем с Сергеем, именно он подал идею обратиться за помощью к Миклошу.

Начало съемок. Фото: m.facebook.com/voroshilovgradfilm/

Швейцарская сторона дала нам первый и самый сильный толчок — это девелопмент, которого в Украине в принципе нет. Ну и, конечно, время — попробовать разные версии сценария, поехать на место съемок, посмотреть, что-то доработать, дописать, подумать. Наш украинский продюсер Владимир Яценко дал возможность встречаться и обсуждать проект с инвесторами — мы побывали на кинофестивале в Котбусе, взяв там две награды, это позволило им заметить нас.

В процессе работы фильм обрастает некой «мускулатурой», которая дает ему возможность двигаться уже на дистрибьюторском рынке. Поиск финансирования продолжается и сейчас, хотя мы уже начали съемки.
Разумеется, в этом вопросе денег никогда много не бывает.

 

Одна из главных задач режиссера — собрать команду, каждый член которой подходил бы всем другим, и в процессе работы создалась бы некая синергия. Как ты собирал свою команду?

Команду набирал по большей части Владимир Яценко просто в силу того, что он лучше знает кинорынок. Ему очень важно было окружить меня людьми, которые подстрахуют там, где банально не хватает опыта. Володе легко доверять, так как обычно наши с ним ощущения и предпочтения совпадают — если он говорит, что это хороший оператор, то так и есть на деле.

 

По-твоему, чем обусловлен возросший интерес к Украине со стороны иностранного творческого сообщества? Не хочется верить, что только война сыграла свою роль в этом.

К несчастью, войной и революцией интерес вызван прежде всего… Но это непродолжительный период времени, который формируется постами в соцсетях и новостями на телеканалах. Людям же интересно выходить за рамки новостных лент, они хотят искать ответы на вопрос «Что происходит на самом деле?».
Украина сейчас — это самая богатая на сценарии страна: такое количество историй о жизни и смерти с нами сейчас случается ежедневно!

С точки зрения государства, война — это, конечно, беда и трагедия, но с точки зрения культуры — это невероятный пласт, это сумасшедшая энергия, которая порождает нечто новое.

 

Что почитать

«Рейс» Сергея Лойко: как трагедия MH17 под Торезом стала романом

Вадим Репин: «Культурные отношения — самые добрые, они без предрассудков»

Я танцую стриптиз: как устроена эротическая индустрия в Одессе

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться