#Учиться #Делать #Отдыхать

40 райтеров расписали торговый центр на поселке Котовского в Одессе

Чтобы расписать 600 квадратных метров пространства, они работали двое суток.

Инна Николаева
инициатор проведения фестиваля в Одессе

Во всем мире мы активно наблюдаем, как субкультура стрит-арт эволюционирует в музейное искусство. На эту тему множество споров. Но сегодня факт остается фактом: граффити — это искусство, признанное во всем современном мире.

В Одессе стена торгового центра «Атриум» на поселке Котовского стала местом для работы 40 украинских райтеров. За 19-20 августа ребята расписали 600 квадратных метров пространства, оставив после себя самый большой арт-объект в Одессе.

 

Первый подобный фестиваль в Одессе, но не первый в Украине

Андрей Присяжнюк
организатор фестиваля (Луцк)

В Одессе впервые проводится фестиваль «Алярм», но это не первый фестиваль граффити в городе. Формат такой: встречаются райтеры со всей Украины для обмена опытом, общения, для тусовки и для того, чтобы сделать новые работы на стенах. Это легальный фестиваль, который не задает определенной тематики. Всегда есть серый район, стены которого райтеры оживили своими работами.

На фестиваль приехали известные райтеры из Луцка, Ивано-Франковска, Львова, Ужгорода, Киева, Сум, и, конечно, были местные художники из Одессы. Каждая работа — это, как правило, никнейм райтера, реже композиция двух-трех людей. Самая известная команда — Kickit, ее участники из Львова и Ивано-Франковска. Но почти все райтеры фестиваля — известны в Украине и даже за ее пределами.

«Мы с ребятами из команды Kickit часто собирались и делали в Луцке и Львове небольшие джемы, где красили стены. Так родилась идея организовать фестиваль „Алярм“. И вот мы его проводим уже несколько лет во Львове, Луцке и Франковске. В этом году сделали в Днепре и в Одессе. Реакция обывателей в основном положительная. В Луцке климат граффити и стрит-арта очень хороший. Есть взаимопонимание между художником и тем, кто смотрит на его работу», — говорит Андрей.

Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

«Я много лет вынашивала идею граффити-проекта, в котором художники расписывают не заброшенные стены, а именно стены функционирующего здания. Согласно идее работы художников обязательно должны быть свободными, без жестких рамок и уж тем более без заказных сюжетов. Только так в моем понимании возможно претендовать на звание арт-объекта. Искусство любит свободу. На протяжении многих лет никто из владельцев стен не соглашался на подобное безумие», — рассказывает Инна Николаева о том, как она пришла к идее проведения фестиваля в Одессе.

Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

 

Что почитать: Украинские райтеры рассказывают про свою работу

 

Фестиваль как самоорганизация

«Мы и в Польшу ездили на подобные тусовки. Раньше фестивали устраивали общественные организации, городские власти, но после кризиса им это стало неинтересно, у них не было средств. Тогда мы и решили взять на себя организацию, пробивать каких-то спонсоров, иногда мы просто собирали людей, чтобы было движение, чтобы было кому его разгонять», — говорит райтер Володя из команды Kickit.

Во Львове было уже два «Алярма». В основном райтеры расписывали заброшенные стены, которые находятся в не очень хорошем состоянии и, как правило, они в коммунальной собственности.

 

Володя говорит, что «Алярм» — это фестиваль для художников. Он создан для того, чтобы каждый показал свой стиль, чтобы райтеры знакомились и общались между собой.

 

Фото: Станислав Кинка для ForshMag.

«Таких фестивалей больше нет в Украине. Если и есть какие-то локальные события, то там организаторы хотят навязать какую-то тематику. В Одессе, кстати, есть очень хорошие команды, хорошие художники, которые делают свои работы на высоком, я бы сказал на мировом уровне. Во Львове не очень много художников. Часть ушла от рисования».

 

Что почитать: про искусство и художников в 7 книгах

 

Кодекс райтера: не рисовать на церквях и памятниках

Искусство расписывать стены — это феномен второй половины ХХ века. Возникла такая практика в бедных районах Нью-Йорка, в Гарлеме и Бронксе. Тогда это было актом протеста, и райтеры были тесно связаны с хип-хоп культурой. Еще не так давно сложно было представить, что граффити выйдет за пределы «партизанского искусства» в современной урбан-среде, но времена меняются, и теперь это часть легальной городской культуры.

Но на фестивале «Алярм» нет никого рэпа, нет би-боевчеловек, который танцует брейк-данс, только интересные райтеры, готовые потратить два дня на свои работы.

«У нас есть своя этика: не зарисовывать чужие граффити, не рисовать на церквях, памятниках архитектуры. Тот, кто такое делает, — просто вандал и не имеет отношения к тусовке. Как правило, картина — это никнейм автора, который может изобразить его как угодно: каллиграфией, абстракцией», — говорит Валерий, райтер из Южного.

В Одессе его самое любимое место для граффити — у моря, в районе пляжа Отрада. В родном городе он также рисует, там есть отдельное место для рисунков на стене, но в Южном этим занимается всего три человека.

 

Что почитать

#creacity: что объединяет ирландский Голуэй и столицу Франции Париж?

Одесса с высоты: три места для фотолюбителей

Новое место: запущенные особняки Маразли превратились в арт-пространство

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться