#Учиться #Делать #Отдыхать

Creative Mornings: куда стремиться жанровому кино и как ему в этом помогут женщины

ForshMag предлагает ознакомиться с конспектом июльского креативного завтрака с программным директором ОМКФ Антельмом Видо.

Антельм Видо — француз, киноман и по совместительству программный директор Одесского международного кинофестиваля. На июльской встрече Creative Mornings/Odessa он рассказал о том, как меняется видение женщины в современном кинематографе на примере ретроспективы ОМКФ. ForshMag записал все со слов Антельма.

 

Как писали классики

Женщины в жанровом кино имеют довольно второстепенные роли. Мы редко видим картины с яркими героинями. В этом году на ОМКФ мы хотели как раз показать жанровые фильмы, где есть сильные женские персонажи.

Антельм Видо

Команда одесского кинофеста в большинстве своем — женская. Менеджмент, президент и генеральный продюсер фестиваля — женщины. И лично для нас важно показывать фильмы, которые, во-первых, сняты женщинами, и во-вторых, говорящие об женской роли в обществе. Для нас талант не имеет пола.

Мы хотели показать работы, которые не так часто можно увидеть на фестивале авторского кино. Даже на кинособытиях класса «А» в Каннах или Берлине этим произведениям мало места. Они считаются годными только для проката.

 

Разбор ретроспективы «Чудо-женщина»: что? зачем? как?

«Суспирия». Режиссер: Дарио Ардженто, 1977. Жанр: джиалло. Дарио снимает сцены убийств с точки зрения убийцы. То есть в фильме использованы субъективные кадры. Такой взгляд на вещи хорошо прослеживается в фильме Profondo Rosso. Очень красивый фильм, красивый и страшный.

Фото: kinopoisk.ru

 

Что почитать: Африканские каникулы. Простые правила путешественника

 

«Чужой». Режиссер: Ридли Скотт, 1979. Жанр: триллер. Мы показали режиссерскую версию кинокартины, которая на самом деле не особо отличается от оригинальной, но тем не менее мы ею гордимся. Это уже не фильм ужасов, а научная фантастика. Почему же мы выбрали эту работу? Полковник Рипли — единственный женский персонаж. Это героиня с сильным характером, которая нарушает все каноны и стереотипы голливудского кино. История происходит на космическом корабле — в очень мужском мире. По началу фильма героиня не является главной, но постепенно она перенимает власть. Очень интересно и показательно, что корабль называется «Мать» — это такая себе метафора рождения. Ридли Скотту удается создавать страх эффектами и конкретными сценами , большую часть времени мы ощущаем страх через монтаж и звук.

Фото: vkino.ua

 

«Призрак в доспехах». Режиссер: Мамору Осии, 1995. Жанр: аниме. Главная героиня — майор Мотоко Кусанаги, женщина. Единственный персонаж, который остается немного человеческим.
Отдельное внимание здесь нужно обращать на музыку, написанную японским композитором Кендзи Каваи. Композиции принимают активное участие в создании мира этого фильма.

Фото: vkino.ua

 

«Джеки Браун». Режиссер: Квентин Тарантино, 1997. Жанр: криминальная драма. Это, наверное, более классическая работа. Классическая потому, что фильм довольно линейный. Обычно Тарантино создает много параллельных интриг или историй о разных персонажах. Героиня, имя которой дало название фильму, Джеки Браун — стюардесса, принимающая участие в криминальной истории. Почему мы выбрали эту работу? Потому что Джеки — один из самых интересных персонажей в кинокартинах Тарантино. Ее играет американская актриса Пэм Гриер. Она была иконой голивудского кино 70-х годов, специфического жанра блэксплотейшнжанр, который является подразделением эксплуатационного кино; фильмы были ориентированы на черную городскую аудиторию.

Фото: vkino.ua

Этот жанр был политически важен, так как афроамериканцы считали себя исключенными из индустрии Голливуда. Тогда такие фильмы были довольно бунтарские, в них поднимались темы расизма в еще расистском обществе. Тарантино здесь гениален, потому что в этой картине он использует икону 70-х и очень убедительно возрождает ее в своем мире. Идея мужского экшн-кино унижена бандой девушек, здесь Тарантино принимает сторону женщины.

 

«Сырое». Режиссер: Жулия Дюкурно, 2016. Жанр: ужасы. Фильм очень отличается от остальных кинокартин ретроспективы. Это история о девушке, которая обучается в ветеринарной школе, сама она вегетарианка. И не хочу спойлерить, но она осознает, что, возможно, она все-таки не вегетарианка. На самом деле это звучит смешно! Фильм очень серьезный: он следит за канонами жанрового кино и одновременно добавляет что-то более чувственное, что-то авторское.

Фото: vkino.ua

 

Жанровое кино как новый взгляд на социальные вопросы

Если возвращаться к жанровому кино, то тут для нас существует какой-то парадокс, потому что оно, по сути, всегда было довольно внимательным к социальным вопросам. Много жанровых фильмов, например, ужасов и триллеров, через метафору, стилистику и страх, созданных режиссером, говорят об актуальных проблемах.

Фото: Виттория Зюганова.

Недавно нас покинул американский представитель жанрового кино — Джордж Ромеро. Он снимал в 1960-х годах кинокартины о зомби. Его самый известный фильм — «Ночь живых и мертвых», снят в 1968 году. Само же произведение — абсолютная метафора американского общества. Американцы стали зомби из-за войны во Вьетнаме. Фильм снят во время Вьетнамской войны и сам по себе очень остр политически. Это хороший пример того, что жанровое кино — не только развлечение и что-то чисто эстетическое. Если же говорить о жанровых новинках, то очень показательный, на мой взгляд, фильм «Ловушка» молодого американского режиссера Джордана Пила. Настоятельно рекомендую посмотреть этот фильм. Это отличное жанровое кино с замечательной структурой. Оно остро говорит об обществе при Трампе — расизме, ущемлении меньшинств, которые существуют до сих пор в Америке. В этом фильме все передается метафорами, через ужас.

 

Что такое Creative Mornings?
CreativeMornings — серия бесплатных ежемесячных лекций-завтраков для креативных людей.

 

Что почитать

Не хлебом единым: в ресторане 4City открылась англоязычная мини-библиотека

Юлия Лисле: творческий путь английской художницы родом из Одессы

#creacity: что объединяет ирландский Голуэй и столицу Франции Париж?

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться