#Учиться #Делать #Отдыхать

Одесская биеннале: боль и мучение в Музее современного искусства

До 30 сентября в Одессе проходит международная биеннале современного искусства.

Для меня ворота основной локации одесской биеннале современного искусства открылись на полчаса раньше официального начала — бодрым шагом я вошла на территорию Музея современного искусства, но тут же меня остановил охранник. Пришлось дать обещание, что не буду шуметь и не попытаюсь зайти ни в один зал, иначе карьера сторожа окажется под угрозой. За полчаса я успела осмотреть все художественные работы во дворе музея, и не сразу заметила, как стали собираться люди. Они все приходили и приходили, а к трем часам их стало настолько много, что Привоз в выходной день мог бы показаться безлюдным местом.

Мое внимание привлекла громкая толпа около барной стойки, где разливали бесплатное вино. Красное или белое — не разглядела, так как видела только спины желающих его попробовать.

 

Передайте трубку для официальных речей

Когда вышли организаторы, стало понятно, что вот-вот начнется официальное открытие. Люди моментально переместились поближе к ним, будто заранее репетировали массовую сцену. Куратор биеннале Михаил Рашковецкий обратился к посетителям.

 

«Я хотел бы, чтобы вы ощутили не восторг от прекрасного, а боль и мучение, которые почувствовали наши художники и которые они хотели передать вам».

 

Речь организаторов ни в коем случае не была скучной, как это обычно бывает на официальных открытиях. Сначала возникли трудности с переводом для иностранных гостей, и несколько минут ушло на поиск англоговорящего человека. Затем то и дело происходила путаница с микрофоном. Его почему-то называли трубкой и постоянно звучало: «А сейчас я хочу передать трубку…».

Комиссар биеннале, директор МСИО Семен Кантор и «трубка». Иллюстрация Олеси Маликовой.

После церемонии открытия Михаил Рашковецкий пригласил всех желающих на кураторскую экскурсию по главной выставке (как оказалось, очень долгую). Я не смогла бы себе простить, если бы пропустила ее, поэтому решительно отправилась к поднятой руке куратора, которой он собирал желающих посетить экспозицию.

 

Что почитать: Как современно искусство рассказывает о прошлом. Конспект лекции куратора Катерины Филюк.

 

Биеннале или жизнь

Экскурсия началась с то ли шуточного, то ли серьезного признания: «Это моя третья и последняя биеннале, потому что моя жизнь мне дороже». Михаил коротко рассказал о концепции выставки:

Михаил Рашковецкий
куратор Одесской биеннале

Сейчас все мы находимся в зоне турбулентности, которая в любой момент может заставить нас выйти из привычной обстановки и рвануть в неизвестность. Любые накладки в нашей жизни — результат неопределенности. Не нужно пытаться искать выход из нее, а нужно учиться жить в этой зоне риска. Смысл концепции нашей выставки в том, что человеческая жизнь — наивысшая ценность. Много разговоров и обсуждений на эту тему, но почему-то каждый забывает об этом в нужный момент.

После этих слов куратор обратил наше внимание на первый экспонат, находящийся во дворе музея — работу одесского художника Романа Громова. Инсталляция представляла собой сбитого летчика, зацепившегося за дерево раскрытым парашютом. Из рук человека свисал длиннющий список слов под заголовком «Рецепт реальности».

Часть инсталляции Романа Громова «Рецепт реальности». Иллюстрация Олеси Маликовой.

«Каждое слово, каждый знак этого списка — попытка сформулировать нашу реальность», — пояснил Михаил Рашковецкий. Экскурсия быстро прошлась по двору, затем куратор пригласил всех желающих продолжить осмотр внутри здания.

 

Что почитать: Про искусство и художников в 7 книгах

 

Воронка переживаний

Мой взгляд приковала к себе инсталляция турецкого художника Секкина Айдина «Рассеянные истории», которая напомнила мемориал памяти жертв Холокоста на берегу Дуная в Будапеште. Айдин использовал в работе реальную обувь, собранную на местах массовых убийств, а из шнурков художник выстроил силуэты людей. Как оказалось, это была любимая работа Михаила Рашковецкого.

Часть инсталляции Секкина Айдина «Рассеянные истории». Иллюстрация Олеси Маликовой.

Участники биеннале затронули и другие социальные темы. Например, итальянская художница Эмилия Персенико в своем проекте «Красная шапочка и волк» коснулась проблемы насилия над детьми в семье. Ее работы выполнены в стилистике детского рисунка и показывают нам семью, где поселяется «большой и страшный серый волк», который олицетворяет насилие.

Мне посчастливилось увидеть все экспонаты главной экспозиции, но словами нельзя описать их глубину. Чтобы прочувствовать каждую работу, нужно встретиться с ними лицом к лицу — по-другому не получится испытать тех эмоций, которые хотели донести авторы.

Одесская биеннале современного искусства продлится до 30 сентября. Экспозиции участников размещены на восьми локациях, помимо главной. Посетить выставки вы можете как самостоятельно, так и на экскурсиях с куратором. Параллельно с экспозиционной частью проходит образовательная программа в лекториях города. С детальной программой можно ознакомиться на официальном сайте арт-форума и на его странице в Facebook.

Если вы желаете испытать положительные эмоции, то не советую вам посещать биеннале современного искусства, так как «Зона турбулентности» затягивает в себя и наполняет вас не радостью, а переживаниями и размышлениями.

 

Иллюстрации: Олеся Маликова.

 

Материал и иллюстрации подготовлены рамках Летней медиашколы для подростков, которая проходила в Одессе с 18 по 30 августа 2017 в Impact Hub Odessa. Больше про проект.

 

Что почитать

Наталья Ворожбит: «Я писала сценарий к «Киборгам», когда донецкий аэропорт еще держали наши ребята»

Новое место: запущенные особняки Маразли превратились в арт-пространство

#creacity: что объединяет ирландский Голуэй и столицу Франции Париж?

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться