#Учиться #Делать #Отдыхать

XV Koktebel Jazz Festival в Черноморске: что это было?

Когда в 2014 году началась оккупация Крыма, казалось, что фестивалю пришел конец. Но он возродился — пускай и на новом месте.

С прошлого года фестиваль переехал поближе к Одессе, в Черноморск. Специально для ForshMag Евгения Селезнева посетила юбилейный XV Koktebel Jazz Festival 24-27 августа и теперь готова делиться впечатлениями. Как и в прошлые годы, действовало несколько сцен: Nu Jazz — главная сцена, «Джаз и море» под кураторством Алексея Когана, Open Stage — дневная площадка для молодых талантов и Special Stage — с полуночи до рассвета, для самых выносливых.

 

Главная сцена: acid jazz, песни из новых альбомов и украинский флаг

Конечно же, посетителей в первую очередь интересовали хедлайнеры Nu Jazz. В этом году ими стали Джей-Джей Йохансон, Red Snapper, Вагоновожатые, Vivienne Mort, ТНМК Jazzy. Открывал фестиваль Карл Фриерсон из De Phazz вместе с биг-бендом Владимира Алексеева. Музыкант выдал полноценный полуторачасовой концерт — зрелищный, звучный, в лучших традициях. Было все: хиты De Phazz и песни из сольных альбомов; признания в любви к Украине и украинцам; танцы босиком с нашим флагом на плечах (кто-то из фанатов передал его через охрану), и даже трехлетний сын Карла Джаспер играл неподалеку и заглянул к папе на сцену. В общем, все как и должно быть на открытии фестиваля.

Карл Фриерсон. Фото: Елена Зублевич.

Самым приятным и неожиданным открытием Koktebel Jazz Festival лично для меня стал квартет Red Snapper из Великобритании. Хедлайнеры второго дня показали необычное и качественное сочетание джаза и рока (Википедия, впрочем, утверждает, что это acid jazz). Малоизвестные в Украине, они собрали полный зал — а точнее, пляж. Плюс один в музыкальную библиотеку меломанам.

Выступление Джей-Джей Йохансона было простым, как он сам: никакого оркестра, только клавишник и немного инструментов в записи. Программа — в основном хиты прошлых лет. Зато было несколько песен из нового альбома, который выходит через две недели. Остается надеяться, что в Украину с концертным туром он все-таки возьмет с собой всю группу.

Джей-Джей Йохансон. Фото: Елена Зублевич.

 

Что почитать: Одесская биеннале. Боль и мучение в Музее современного искусства

 

Особенности формата: не джазом единым

Были в лайн-апе главной сцены и довольно спорные моменты. Например, Вагоновожатых, выступавших сразу после Red Snapper, с джазом роднят разве что некоторые буквы в названии, и то не все.

Группы Big Second и The Elephants, игравшие на разогреве у Йохансона, — тоже не совсем то, чего ожидаешь увидеть на главной сцене джазового фестиваля. Первые — гитарный дуэт, исполняющий технически «вылизанную», абсолютно пресную музыку для рекламы и телевизионных заставок. Вторые — потенциально неплохи, но малоопытные: средний возраст участников — допризывной. Публика реагировала бурно. Ведущей Евгении Стрижевской даже пришлось осадить самых разволновавшихся зрителей.

 

Что почитать: 40 райтеров расписали торговый центр на поселке Котовского в Одессе

 

Джаз-море для ценителей и шанс новой Джамалы

Программу «Джаз и море» придумали специально для тех, кому главная сцена показалась недостаточно джазовой. Концерты проходили в местном Дворце культуры. Самое яркое впечатление от этой части — выступление трио вокалистки Назгуль Шукаевой, Жанны Марчинской (виолончель) и Сергея Овсянникова (гитара). Старинные песни Средней Азии и джазовые стандарты в оригинальной обработке пробирали до мурашек эмоциональностью и красотой — музыка редкой ценности.

Назгуль Шукаевой, Жанны Марчинской (виолончель) и Сергея Овсянникова (гитара). Фото: Елена Зублевич.

Open Stage некоторые воспринимали как необязательный придаток к дневному лежанию на пляже. А зря. Между прочим, Сусанна Джамаладинова, ныне всем известная как Джамала, тоже когда-то начинала с открытой сцены Koktebel Jazz Festival. Так что к исполнителям Open Stage стоит присмотреться внимательнее — кто знает, где мы увидим их через десять лет?

Наибольшее впечатление произвел проект киевлянки Марьяны Головко Suok. Все вокалистки Open Stage обладали сильным голосом, но у Марьяны Головко, помимо отличных вокальных данных, есть еще талант, искра, что-то, что ощущаешь, только познакомившись с ее музыкой, но нельзя объяснить словами.

На открытой сцене можно было послушать одесситов Rum Pum Pum, группу Monochromea и харьковский Heartbeats Brass Band. Одесситы произвели смешанное впечатление — технически все неплохо, но не отпускает чувство вторичности. Харьковчане хороши, осталось перестать играться с каверами.

Heartbeats Brass Band. Фото: Елена Зублевич.

 

Special Stage: то, что осталось за кадром

А вот «дожить» до Special Stage так ни разу и не удалось. Разве что иногда среди ночи диджейские биты все-таки проникали в сон, чтобы через пару минут также плавно отступить — до спонтанного палаточного городка на пляже музыка доносилась практически без потерь. В одну из ночей там выступал Карл Фриерсон в паре с DJ Votuma, но этого я уже не слышала.

Koktebel Jazz Festival закончился — и почти сразу же началась осень, на несколько дней раньше календарной. Что же, тем лучше — окончание лета 2017 будет четко ассоциироваться с чистыми пляжами Черноморска и большим количеством хорошей музыки.

 

Что почитать

Нетипичная Одесса: фотопрогулка по необычным музеям города

6 одесских двориков для фотографий

#creacity: как создать неделю моды и самый длинный подиум

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться