#Учиться #Делать #Отдыхать

Уметь смотреть: как начать понимать современное искусство

С помощью советов арт-критика Оссиана Уорда учимся всматриваться в произведения искусства и находить смысл.

Экспозиции современных галерей порой бывают до того странные, что подталкивают к ошибочному выводу: понять это может только искусствовед. На самом же деле нужно просто уметь смотреть. Так считает британский арт-критик Оссиан Уорд. В книге «Искусство смотреть» он с помощью примеров излагает собственный алгоритм понимания современного искусства.

Представьте выставочный зал галереи MOMA в Нью-Йорке. Перед вами работа швейцарского художника Мартина Крида. На стенах, на полу, даже на потолке ничего нет. Только свет гаснет каждые полминуты. Произведение так и называется «Свет включается и выключается». «И что, это искусство?» — вскрикнет зритель. На самом деле автор визуально объясняет свое понимание вдохновения: как в наших головах время от времени загорается лампочка, заставляя радостно воскликнуть «Эврика!». За эту работу автор получил престижную премию Тернера.

 

Мартин Крид «Свет включается и выключается». Фото: Dasartes.com

 

 

Сегодня художникам не обязательно обращаться к кисти, чтобы донести свое послание зрителю. Есть множество других способов: перформанс, медиа искусство, ленд-арт. Или, как в случае с работой Крида, пространство галереи, которое и вовсе остается пустым. Подобные выходки и многообразие форм еще сильнее запутывают зрителей.

 

Tabula rasa

На выставку современного искусства нельзя приходить с предрассудками. Мысли о том, что сейчас вновь придется пялиться на какой-то непонятный «Черный квадрат» или нечто схожее на Дюшановский фонтан-писсуар, придется оставить за дверью. Свой метод понимания искусства Уорд называет Tabula rasa (с латыни «чистая доска»). Зритель должен очистить свое сознание, забыть о предыдущем негативном опыте и начать воспринимать каждое произведение с чистого листа. Дальше автор приводит шесть простых шагов к пониманию искусства.

 

T — Терпение

Чтобы осмыслить произведение, мимолетного взгляда недостаточно. Нужно задержаться подольше, сделать пять глубоких вдохов и выдохов. За эти две дополнительные минуты картина или инсталляция может внезапно раскрыть все свои карты. Если пренебрегать терпением, то в инсталляции поляка Мирослава Балки «Игровая яма» увидишь лишь гранитный ящик в земле, заполненный разноцветными детскими шариками. Но если все же посмотреть подольше, можно заметить, что ящик — это на самом деле гроб. Автор осмысливает тему быстротечности жизни между ее началом и концом.

Мирослав Балка, «Игровая яма», 2000. Фото: Андерс Норрселл

 

 

А — Ассоциации

Необходимо понять, какие чувства, воспоминания и ассоциации вызывает произведение? Иногда на произведения нужно не только смотреть, но и использовать по назначению. Уорд вспоминает, как в лондонской галерее Tate Modern ему пришлось кататься на огромной горке художника Карстена Хеллера. А зритель или участник вспоминает, как в детстве мог кататься так хоть целый день. Что же касается смысла — кто сказал, что искусство не может просто развлекать?

 

Фото: theculturetrip.com.

 

 

B — Бэкграунд

Иногда одних ассоциаций, внимательного взгляда или непосредственного участия бывает недостаточно. Нужно узнать больше о конкретном произведении или художнике. Китаец Ай Вэй Вэй заполнил зал галереи Tate Modern миллионами маленьких фарфоровых семечек. Их сделали вручную китайские рабочие. Без знания этого факта смысл инсталляции теряется.

 

 

То же касается и работ одного из главных провокаторов в искусстве — испанца Сантьяго Сьерры. Видеодокументации его работ могут показаться полной нелепицей, если не знаешь предыстории. Например, на одном видео двум людям выбривают на голове полосу размером в 10 дюймов. Эти люди — два наркомана, которые согласились на это ради дозы героина. Бэкграунд, который чаще всего можно прочесть рядом с работой, может упростить задачу зрителю. Поэтому в галерее полезно не только смотреть, но и читать.

 

U — Усвоение

На этом этапе увиденное превращается в нарратив, обретает смысл. Но если произведение все еще остается таинственным, нужно переходить к следующему пункту.

 

L — Лучше посмотреть еще раз

Еще пять глубоких вдохов и выдохов, еще несколько минут всматривания — и вот-вот все станет понятно. Пристальному взгляду можно поучиться у Марины Абрамович. Как раз об этом одна из ее самых известных работ — перформанс «В присутствии художника», презентованный в MOMA в Нью-Йорке. В течение трех месяцев художница сидела в галерее за большим столом, а у посетителей была возможность сесть напротив и посмотреть ей в глаза. Своим пронзительным взглядом и непоколебимым видом она требует от присутствующих большей сосредоточенности. Многие не могли выдержать этого. Порой именно так, не отводя глаз, и нужно смотреть на творения художников или на них самих.

 

The Artist is present - MoMA

 

 

А — Анализ

Анализ произведения, по мнению Уорда, не предполагает позитивной или негативной оценки. Называть что-то хорошим или плохим в контексте процессов в современном искусстве — удел критиков. Зритель имеет право высказать собственное мнение, и оно не может быть неправильным. Каждый находит свой смысл в соответствии с жизненным опытом и ассоциациями. В видеоарте Билла Виолы кто-то увидит богохульство, а другой — наоборот глубокий религиозный контекст. Третий зритель может и вовсе начать анализировать работы не с точки зрения концепции, а лишь как нечто приносящее эстетическое удовольствие.

 

 

Оссиан Уорд в книге приводит множество примеров того, как по-разному можно трактовать произведения художников. Современное искусство несет определенное послание зрителю и не обязывает нас угадывать мотивы самого художника. Каждый прочтет что-то свое, но сделать это сможет лишь тот, кто умеет смотреть.

 

Этот материал был подготовлен в рамках Программы межредакционных обменов при поддержке Национального фонда демократии NED.

 

Что почитать

Проект Fearless ищет вдохновляющих украинок

Бесплатный обед для пенсионеров: кто и зачем это делает в Одессе?

#creacity: как создать интеллектуальную коллекцию одежды

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться