#Учиться #Делать #Отдыхать

Мистерия под землей: каким будет новый одесский театр «ТЕО»

В Одессе открывают первый в Украине подземный театр. Мы узнали, чего можно ожидать от нового амбициозного проекта и какой будет премьерная постановка по мотивам трагедии Еврипида.

Здание заброшенного военного склада по адресу Военный спуск, 18 ремонтировали три года. Откачивали воду, обрабатывали стены от плесени, меняли канализацию — все ради того, чтобы подвал однажды стал театром. И вот, мы уже в преддверии открытия.

Новый театр называется «TEO» (в переводе с греческого «Бог») и отсылает к понятию мистерии — тайного культового мероприятия, театрализованного действия. «Театр под землей» — звучит действительно таинственно, но еще более интригует то, что показывать здесь будут современные постановки.

Инициировала создание такого театра Юлия Юн. Она же нашла и локацию, и финансирование, и команду. Культурный менеджер проекта Катерина Ростовцева рассказывает, что приглашенные режиссеры будут ставить новые спектакли с одесскими актерами. Для них — это опыт, а для публики — новый театр. Здесь будут выступать гостевые театральные труппы из разных городов Украины и других стран.

 

Театр, лекторий, лаборатория

Пространство театра создатели планируют использовать не только как сцену для показа спектаклей, но еще и как образовательную платформу, место для творческого обмена и интересных знакомств. Здесь будут проходить встречи с известными людьми искусства, дискуссии, лекции и видеопоказы современных театральных постановок. Одним из первых событий будет встреча с украинским композитором Алексеем Ретинским, который написал музыку к премьерному спектаклю «Ифигения. Апофеоз».

Фото предоставлено театром.

Заработает и творческая лаборатория под названием «Вход свободен». Режиссеры, актеры, перформеры, разнообразные творческие коллективы могут бесплатно использовать место для создания собственных проектов. В конце они должны непременно представить зрителям результат своей работы.
Сейчас театр «TEO» полагается на меценатов и спонсоров. По словам Катерины, ему всегда будет нужна финансовая поддержка, ведь такие проекты обычно не окупаются. В дальнейшем организаторы планируют привлекать к финансированию не только частных лиц, но и фонды.

 

Что почитать: Одесситы своими силами из запущенного двора делают сцену

 

Современный Еврипид

Откроют новое театральное пространство музыкальным спектаклем «Ифигения. Апофеоз» по трагедии Еврипида. Несколько лет назад постановку уже показывали в Киеве на фестивале «Гогольфест». Режиссер Дмитрий Костюминский вместе с композитором Алексеем Ретинским практически полностью преобразили спектакль для одесской сцены. Изменения вызваны прежде всего местом, ведь театр, напомню, находится под землей.

«Это идеальное пространство для спектакля, — признается режиссер. — По замыслу действие постановки происходит в неком храме. Помещение театра очень напоминает гробницу в Дельфах. В то же время мы не ставили перед собой задачу показать времена Древней Греции. Тексты Еврипида очень современны, его идеи глобальные и вечные. И наш спектакль, по сути, безвременный. Отдельные части постановки могут вовсе показаться несколько постапокалиптическими».

Режиссер Дмитрий Костюминский. Фото предоставлено театром «ТЕО».

«Ифигения» — спектакль о жертвенности и личностном выборе. Еще одна важная тема, которую поднимает постановка, — тема войны. Здесь она не имеет временных и географических рамок. Она глобальная, бесконечная, происходящая во всем мире и в душе каждого отдельного человека.

Кроме всего прочего, «Ифигения» — еще и медиа спектакль. В нем будет много видео как отснятого заранее, так и транслируемого онлайн. Главные роли в спектакле сыграют одесские актеры: Виктория Остапенко (Ифигения), Иван Макаренко и Игорь Аронов (Орест), Евгений Баль (Пилад). По словам режиссера, во время кастинга он не подбирал артистов, исходя из способностей каждого. Было важно, чтобы актеры стали единым творческим коллективом.

 

Музыкальная часть постановки сочетает женское хоровое пение, игру на барабане с разнообразными перкуссиями и лайф-электронику.

 

«Я не прописывал все музыкальные партитуры, — рассказывает композитор Алексей Ретинский. — Я лишь давал алгоритмы, по которым музыкант действует, оставляя пространство для импровизации. Это нужно для того, чтобы музыкант чувствовал себя свободно: не интерпретатором чужого произведения, а соучастником. И тут важно хорошо понимать друг друга».

Репетиция. Фото предоставлено театром «ТЕО».

О необходимости искреннего соучастия актеров говорит и режиссер: «Играя в этом спектакле, а это, по сути, спектакль-обряд, нельзя быть просто исполнителем роли, нужно иметь определенный духовный стержень. С хором мы проводили специальные тренажи, даже ходили слушать тишину в одесские катакомбы, чтобы достигнуть ощущения пения в храме».

Дмитрий Костюминский и Алексей Ретинский работают вместе уже не впервые. В течение четырех месяцев работы над постановкой появлялись новые идеи и режиссерские решения. У одного из героев — Пилада, выступающий сторонним наблюдателем за происходящим, — появился финальный монолог. Это не текст Еврипида, а скорее личные рассуждения героя — его философский взгляд на события. В спектакль ввели и юную Ифигению, которую сыграет Лиза Дюльгер.

Фото предоставлено театром.

«Сотрудничество между режиссером и композитором — это всегда минное поле. У режиссера, к примеру, появляется идея, и я тут же начинаю работать над ее музыкальным воплощением. Но когда приношу готовый материал, его часто приходится сокращать или, наоборот, расширять. Последнее слово всегда за режиссером, но порой нам удается прийти к какому-нибудь уникальному третьему решению», — рассказывает композитор.

Спектакль «Ифигения. Апофеоз» покажут в театральном пространстве «ТЕО» 30 октября и 1 ноября. Режиссер и композитор надеются, что новый театр станет толчком для развития современного театра в Одессе, а также местом встречи творческих людей, ведь интерес к экспериментальному искусству возрастает. А спрос, как известно, рано или поздно порождает предложение.

 

Этот материал был подготовлен в рамках Программы межредакционных обменов при поддержке Национального фонда демократии NED.

 

Что почитать

Как с помощью дизайна создавать микромиры. Концепция дизайн-бюро Hochu Rayu

Уметь смотреть: как начать понимать современное искусство

Преступление и наказание: врач-психиатр рассказывает о жизни в женской колонии

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться