#Учиться #Делать #Отдыхать

«Это для туристов. Я там не хожу». Как одесситам вернуть себе центр города

Как сохранить привлекательность Одессы и для туристов, и для местных жителей.

Одесса становится трехдневным городом для туристов. Этого достаточно, чтобы пройтись по бандитской Одессе, побывать на Дерибасовской и сфотографироваться на фоне Дюка. А жители города теряют связь с историческим центром города и желание его сохранять, считают участники дискуссии «Наследие Одессы: влияние на жителей и восприятие города».

 

Мы доедаем одесский миф

Александр Бабич
историк, основатель агентства «Тудой-Сюдой»

Одесса — очень мифологизированный город. На сухом языке документов почти все легендарные одесские персонажи — посредственные негодяи. Сейчас мы доедаем этот миф. Живые свидетели истории еще среди нас. А когда их не станет, Одесса будет неинтересной. Поэтому важно понимать, что делать с одесским мифом: сохранить его или формировать новые городские смыслы? Пока у нас за сезон проходит 300 экскурсий «Бандитская Одесса» и всего 3 «Литературная Одесса».

«Вместе с мифом мы теряем и архитектуру города. Ехать в Одессу смотреть старую хлебную биржу, новую биржу и оперный театр становится неинтересно», — объясняет Александр.

 

«С карты города выпадают целые туристические маршруты. Как экскурсовод я уже три года не вожу людей на Французский бульвар».

 

Оранжерея Маразли на Французском бульваре в упадке. Фото: Станислав Кинка.

 

Что почитать: Дома, которые мы теряем

 

Вернуть Потемкинскую лестницу одесситам

Алла Петренко-Лысак
социолог, преподаватель КНУ им. Т. Г. Шевченко

Должны быть экскурсии для внутреннего потребителя. Сейчас истории экскурсоводов и музейных работников далеки от горожанина. Нужно менять политику экскурсий. Иначе одесситы будут воспринимать город посредством семейных легенд. Должна быть профессиональная история города, тогда появятся ценность и желание его беречь. Горожане имеют право на свою Потемкинскую лестницу, а не на туристическую зону.

Алла добавляет: «Если человек не ощущает связи с городом, его не будет беспокоить состояние архитектуры. Он подумает: «Это только для туристов. Я там не хожу. Мой город — это спальный район и супермаркет возле дома». Одессе не стоит отказываться от мультикультурности и развиваться исключительно как туристический центр. Львовяне знают, что после превращения города в туристическую мекку центр умирает».

 

Что почитать: 7 одесских двориков и парадных, скрытых от взглядов туристов

 

Берегите реставраторов!

Анатолий Изотов
архитектор-реставратор, реководитель реставрации Воронцовского дворца

Одесские реставраторы уехали в другие города. Они не видят перспективы работать здесь — нет подготовительной базы и желания использовать классические технологии реставрации. В Украине двадцать тысяч памятников архитектуры и не более сотни реставраторов. При этом за свою жизнь специалист может восстановить около 40 объектов.

Полуразрушенный дом Руссова. Фото: Петр Обухов.

«Профессионалов отчасти заменяют строители. Тех из них, кто хорошо делают свою работу, можно обучить реставрации. Есть и те, кто не могут отличить камень от кирпича. Такие работники ушли из реставрации Воронцовского дворца в первый же день. Я часто повторяю: «Памятник отреставрировать можно, а тех, кто это делает, все меньше. Поэтому храните тех, кто сохраняет памятники!»

 

«Необходимо понимать, зачем нужна реставрация и каким должен быть город. Памятники архитектуры надо восстанавливать комплексно, а не только фасады. А после этого формировать туристические маршруты и развивать инфраструктуру».

 

Что почитать: Одесский стрит-арт. Границы допустимого (фото)

 

Восстановить можно даже Масонский дом

Наглядный пример того, как Одесса теряет архитектурное наследие, — Масонский дом на Княжеской, 1а. Помещение для Одесского отделения русского технического общества построил в 1887-1892 годах одесский архитектор Александр Бернадацци. Автор проекта — строитель дома Либмана Эдуард Меснер. До и после революции 1917 года здание переходило от одной организации к другой. Среди прочих здесь размещались химико-радиологическая лаборатория НКВД, Институт редких металлов. В последние десятилетия здание сменило нескольких владельцев и пришло в упадок. 20 июля 2016 года памятник архитектуры обрушился. Анатолий Изотов считает, что здание можно восстановить в его первоначальном виде.

Масонский дом. Ноябрь, 2016. Фото: Станислав Кинка.

«Отреставрировать можно любое здание. Чтобы восстановить Масонский дом, нужно зафиксировать его конструкцию и законсервировать на зиму. Второй этап — восстановление лепки и интерьеров. С момента обрушения здания прошел год, за это время конструкция подмокала, кладка выветривалась. Сейчас для восстановления нужно больше средств, чем требовалось до обрушения. Реставрационные принципы возрождаются, хоть и с муками. Так зачем на месте дома Руссова строить высотку, если в нем можно сделать нормальный отель?», — объясняет реставратор.

Сейчас Анатолий Изотов руководит процессом реставрации усадьбы князя Воронцова: «Реставратор дает гарантию на работу 30-80 лет в зависимости от технологии и состояния здания. Если памятник архитектуры правильно эксплуатировать, повторное вмешательство не потребуется еще 100-150 лет. А если ракушняк не пропитать водоотталкивающим раствором, здание не простоит и года».

 

Что почитать: Что осталось от «дома Гоголя» в Одессе

 

Опыт Варшавы

В последние месяцы Второй мировой войны нацисты разрушили 90 % зданий Варшавы. В обществе обсуждали идею переноса столицы в другой город, но уже в 1945 году поляки создали Фонд и Администрацию восстановления столицы, которую возглавил архитектор Ян Захватович. Туда вошли полторы тысячи архитекторов, историков, инженеров и экономистов. Местные жители принимали активное участие в восстановлении города. Поляки вернули Варшаву в XVII–XVIII века — золотое время для Речи Посполитой. Былой облик польской столицы восстановили по рисунками, планам и описаниями того времени.

Варшавская площадь перед замком. Фото: wikipedia.org

Анатолий Изотов: «Ян Захватович восстановил старый город Варшавы за десять лет. Сейчас эта часть города внесена в охранный список ЮНЕСКО. Польше никто не помогал. В Одессе здания бомбежке не подвергались, как в Варшаве. Вернуть городу исторический облик можно за 15 лет. Чтобы это сделать, надо реставрационные работы разделить на трехлетние циклы. Каждый год город должен составлять список из 30 зданий. Из них специалисты выбирают пять аварийных и реставрируют. На остальных объектах проводят изыскательские работы. При таком планировании каждый год в бюджет можно закладывать конкретные суммы на ремонт».

 

Фото на главной: Петр Обухов.

 

Что почитать

Твой спальный район: что делать с одесскими высотками и жилмассивами

Мистерия под землей: каким будет новый одесский театр «ТЕО»

#creacity: как открыть бодегу в центре города

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться