#Учиться #Делать #Отдыхать

«Хотелось больше хайпа». Дана Павлычко — об эротической фотографии и книжном бизнесе в Украине

В октябре издательство «Основы» представило очередную «громкую» новинку — «Ukrainian Erotic Photography». На презентации книги в одесской галерее Invogue Art мы поговорили с директором и главным редактором издательства Даной Павлычко.

В отношении издательства «Основы» чувства и эмоции могут быть абсолютно полярные. Одни не понимают того, что эти ребята делают с украинской классикой, другие в восторге от свежего взгляда на стиль и оформление, собирают у себя дома целую коллекцию этих книг.

 

История длиною в четверть века

В мае «Основы» презентовали в Одессе путеводитель «Awesome Odesa», сейчас привезли скорее не книгу, а альбом «Ukrainian Erotic Photography». Что он из себя представляет?

Мы сделали эту фотокнигу совместно со школой известного фотографа Виктора Марущенко. Несколько лет назад «Основы» выпустили лимитированное издание с военными фотографиями, и по итогу работы у всех была некая опустошенность. Поэтому решили взяться либо за гастрофото, либо за эротику. Выбрали второе. На самом деле довольно странно, что в Украине до сих пор нет подобного издания — мы постарались сделать срез украинской эротической фотографии за весь период независимости.

Как отбирались фотографии для книги и кто руководил этим процессом? Объем отснятого контента за 25 лет, мягко говоря, достаточный?

Отбором занимался редакторский совет — [украинские фотохудожники] Виктор Марущенко, Саша Курмаз, Ольга Костырко, Виктория Мироненко. Процесс отбора и поиска фотографов занял три года, что на самом деле довольно долго. Мы намеренно и абсолютно осознанно отказались от коммерческой фотографии, которой в начале отбора присылали. Эта книга — о домашней фотографии (подчеркиваю, домашней, а не любительской!). Подобное сейчас очень актуально и ценится во всем мире.

Презентация «Ukrainian Erotic Photography» в Invogue#Art. Фото: Сергей Запорожец.

Немало споров было относительно обложки, в первую очередь недовольства звучали из уст гендерных экспертов. Как ты определяешь грань между искусством и «эксплуатацией» темы гендера?

Были некоторые споры вокруг обложки, но они, видимо, затевались теми, кто не видел внутреннее наполнение фотокниги — она настолько соблюдает гендерный баланс, что подобные претензии в нашу сторону кажутся смехотворными.

 

Обложка несколько провокационная, но особого скандала «Ukrainian Erotic Photography» не вызвала. Честно, хотелось больше хайпа!

 

В конце концов, это двигатель рекламы, это элемент промоции, это механизм продаж. Откровенно говоря, мы были удивлены отсутствием реакции от ультраправых или консерваторов. Возможно, наше общество уже готово нормально воспринимать книгу об эротике? Это круто.

 

Что почитать: Где учиться фотографировать? Обзор фотошкол Киева и Одессы

 

«Новые 30-летние» на службе у государства

Недавно огласили лонг-лист премии ВВС Украина «Книга года-2017». Просмотрела, честно — стало скучно. А как ты вообще относишься ко всем украинским литературным премиям и конкурсам?

Любой книжный рейтинг мне кажется спорным, но конкретно премию «Книга года ВВС Украина» я очень уважаю. И радуюсь каждый год, что появляется все больше и больше достойных авторов. Что касается художественной литературы — количество и качество не будоражат воображение. Проблема заключается в первую очередь в том, что книжный рынок у нас маленький. Откуда взяться новым авторам, если им негде издаваться? Очень надеюсь, что динамика, возникшая за последние пару лет, останется позитивной.

Презентация «Ukrainian Erotic Photography» в Invogue#Art. Фото: Сергей Запорожец.

«Основи» занимают особенную нишу в украинском книгоиздании — вы делаете «предметы искусства», и в большей степени это заслуга оформления. Ваши издания уже имеют свой путь на международных книжных форумах, ярмарках?

Не так давно наша книга «Decommunized: Ukrainian Soviet Mosaics» вышла на международный рынок — немецкое издательство DOM стало ее «представителем». Издание продается по всей Европе, ездит на ярмарки и форумы и, конечно, украшает стенды издательства DOM. Есть договоренности на аналогичное представительство книги об украинском модернизме (выходит в 2018 году — прим.), а также на ряд других изданий об архитектуре. Для «Основ» большая честь создавать настолько качественный контент и продвигать его на запад. Подчеркну — мы не продаем права, мы продаем готовые издания!

Не так давно Украинский институт книги возглавила [экс-журналистка «Украинской правды»] Татьяна Терен, она же сформировала свою команду, институт представили на Франкфуртской книжной ярмарке. Казалось бы, государственная структура, возложена важная задача — при этом команда без помещения, без оборудования… Какие твои ожидания от УИК?

Увы, пока что вся команда УИК находится в каких-то немыслимых условиях. Я всегда говорю, что нельзя работать там, где тебе платят маленькую зарплату и при этом не дают «расправить крылья». Если Татьяне удастся в таких условиях не только собрать крутую команду, но и вместе с ней что-то реализовывать, я буду бесконечно рада.

 

Идти на госслужбу, если тебе около 30 и ты полон желаний и амбиций, — это колоссальный риск. Ты приносишь себя в жертву гигантской неповоротливой махине, которая не меняется годами.

 

Дана Павлычко на презентации в Одессе. Фото: Сергей Запорожец.

 

Что почитать: 7 книг о фотографии как культурном феномене

 

Что важнее — качество или количество?

«Основи» анонсировали выход пятой книги из серии англоязычных путеводителей — «Awesome Dnipro». Кто работал над этим изданием, с кем сотрудничаете в рамках конкретно этого проекта?

Партнером данного издания стала компания «Интерпайп» — крупная украинская металлургическая компания со штаб-квартирой в Днепре. Мы наконец-то пришли к тому, что крупные корпорации и промышленные предприятия могут получать «бонус» от поддержки книгоиздания. Нам же этот симбиоз упрощает процессы пиара и маркетинга.

Издательство «Основи» работает не столько на количество, сколько на качество — в год выходит не больше 10 новинок. С другой стороны, «Видавництво Старого Лева» — все хорошо и с оформлением, и с качеством, и с количеством (в год порядка 150 наименований). Вы осознанно заняли позицию «эксклюзивности»? Не хотели бы расширяться?

Знаете, есть компании, делающие миллионы ботинок в год, а есть те, кто делает триста, — и это ручная работа высочайшего качества. Вот мы скорее вторые! Чтобы нам вырасти, нужно привлекать инвестиции, а это в нашей действительности пока нереально.

 

С тем контентом, который мы производим, колоссального роста быть и не может — пусть это будет, например, не 20 новинок, а 40 в год.

 

Англоязычные путеводители «Awesome». Фото: osnovypublishing.com

К вопросу об объемах украинского книгоиздания. Ты всегда резко негативно высказывалась о запрете ввоза российских книг в Украину, считая это популизмом. Сейчас книги ввозятся по лицензиям, выданным Госкомтелерадио (!). Как считаешь, регулирование в этой сфере вообще нужно?

Я много лет потратила на то, чтобы отвечать на этот вопрос — ходила на эфиры, спорила, принимала участие в круглых столах, дебатах и дискуссиях. Моя позиция неизменна — я против ограничений на ввоз книжной продукции. Многие игроки книжного рынка страдают от этого. Увы, популизм взял верх. Теперь полно книг, завезенных контрабандным путем, и при этом внутренний книжный рынок ничтожно мал, чтобы удовлетворить потребности всех читателей. Регулирование какой-либо сферы, конечно, никто не отменял, но запрет на ввоз — это уже нонсенс.

 

Что почитать

Фотодокументаліст Олександр Глядєлов: «Це дуже велика відповідальність — знімати на війні, і я це відчуваю»

Создательница российского издательства Corpus Варвара Горностаева: «Большое количество прочитанных книг не всегда конвертируется в ум и благородство»

«Это для туристов. Я там не хожу». Как одесситам вернуть себе центр города

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться