#Учиться #Делать #Отдыхать

«Спортзал — это грустно». Как в Одессе преподают балет для взрослых

Кто и зачем занимается балетом «для себя».

Девять утра, а кто-то уже в трико у танцевального станка оттачивает балетные па. Речь не о воспитанниках хореографических училищ, для которых это обязательная тренировка, а о женщинах самых разнообразных профессий. В небольшом танцзале на Шампанском переулке обучают балету всех желающих. Возраст и предыдущий танцевальный опыт не имеют никакого значения.

 

Не забывать дышать

Урок начинается с разогрева. Ученицы медленно вытягивают стопы, поднимаются на полупальцы, прогибают спину, прежде чем приступить к основному — балетному экзерсисукомплекс упражнений, составляющих основу урока классического танца у станка. Этот комплекс упражнений используют артисты балета как ежедневную тренировку. В равной степени важны растяжка и грация, гибкость и музыкальность. Все это прививает своим ученицам заслуженный артист Украины Владимир Борисов. Он тридцать лет проработал солистом в Одесском оперном театре, но после тяжелой травмы ушел преподавать — сначала в балетную школу, потом в педучилище и, наконец, сюда.

Фото: Стефания Амамджян для ForshMag.

«И раз, и два, и три, и четыре», — Владимир показывает очередную танцевальную комбинацию. Все внимательно смотрят. Классика — это не просто изящная тренировка для тела, но и неплохая зарядка для мозга. Чтобы повторить все движения, нужно думать. Правая нога скользит вперед — batman tandu, согнуть колено в passe, отвести ногу назад…

Думать о комбинации, слушать музыку, держать спину ровно, натягивать носочек и помнить о дыхании — не все так легко, как может показаться. Но девушки умело справляются — занимаются уже не первый год.

 

Что почитать: Артисты балета рассказывают о своих буднях

 

Шаг к детской мечте

«Ходить в спортзал — это грустно. Мы любим танцевать!» — восторженно восклицает Вика. Она исполняет свою детскую мечту. Ей говорили, что для балерины она слишком высокого роста, но, к счастью, в этом танцклассе не существует никаких критериев. Упорство и сила характера помогают женщине справиться с любыми трудностями, а неудачи лишь сильнее мотивируют к самосовершенствованию.

 

По профессии Вика — дизайнер интерьеров, кроме того, у нее двое детей. Младшая Кира как раз недавно пошла на танцы. На классику, как и мама.

 

Коллега Вики, Ольга, совсем недавно родила второго ребенка. Но уже через полтора месяца после родов вернулась к станку. Говорит, что труднее всего ей дается выворотность ног, ведь это прививается танцовщицам еще в раннем возрасте.

Фото: Стефания Амамджян для ForshMag.

«Я не могу без танца!» — восклицает рядом Женя. Ей тридцать пять, женщина работает в сфере IT, уже воспитала сына и семь дней в неделю занимается танцами. С классической хореографией познакомилась еще в детстве. Ее всегда вдохновляли легкость и утонченность балерин.

 

Что почитать: Иностранцы говорят о жизни в Одессе

 

Чувствовать то, что делаешь

До занятий классикой многие из них посещали уроки современного танца, а также занимались боди-балетом. Когда педагог ушла в декрет, пришлось искать нового преподавателя. Танцовщицы вспоминают, как волновались перед встречей с Владимиром. Думали, что придет к ним строгий и требовательный заслуженный артист, и будет вовсе не сладко. Но оказалось, что у Владимира достаточно деликатный подход и к тому же прекрасное чувство юмора.

«Когда младенец начинает ходить, все вокруг радуются. Никто не кричит, что он идет как-то неправильно. По такому же принципу нужно работать с учениками. Классический танец — это прежде всего танец, а значит, человек должен легко, свободно, эмоционально двигаться. Чувствовать то, что делает. А потом постепенно будут улучшаться и техника, и физическая форма», — рассказывает Владимир Борисов.

Фото: Стефания Амамджян для ForshMag.

Ни один урок не проходит без шуток. В соседнем тренажерном зале уже привыкли слышать радостный смех вперемешку с классической музыкой. Кажется, у Владимира Валерьевича припасена шутка для любого танцевального па, а ученицы умело ему подыгрывают. Владимир Валерьевич говорит, что эти женщины — его отдушина. Они приходят сюда не как на тренировку, а из любви к искусству.

 

— Девочки, покажите мне легкость, магию полета! — напутствует педагог. — Туманно сегодня. Погода не летная, — шутит одна из танцовщиц.

 

 

Кому-то работа у станка может показаться рутинным занятием. Все движения идут в строгом порядке и повторяются с обеих ног. Но педагог всякий раз придумывает новые танцевальные комбинации.

«А теперь такое plie у нас будет в другом месте», — показывает очередное упражнение Владимир. Все названия движений — французские. Девушек не заставляют знать их наизусть, чего обычно требуют в танцевальных училищах. Владимир Валерьевич лишь называет все своими именами, а когда название на слуху хотя бы несколько месяцев — невольно начинаешь не приседать, а делать plie.

«Сюда приходят, чтобы окунуться в атмосферу балета, узнать о нем изнутри. Глядя на движения профессиональных танцоров кажется, что все очень легко: можно стать и повторить. Но без знания техники исполнения, ничего не выйдет. Я объясняю и показываю технические нюансы каждого движения», — говорит педагог.

Владимир не требует от своих учениц идеального исполнения, но ведет себя с ними, как с профессионалами. Очень важно преодолеть собственные комплексы, не расстраиваться, когда что-нибудь не получается, а продолжать упорно работать.

Фото: Стефания Амамджян для ForshMag.

Владимир акцентирует, что не стоит ожидать от занятий мгновенных результатов. Главное — вытянуться, выровнять спину, прочувствовать каждое движение. Через полгода регулярных занятий результат точно появится.

Кроме всего прочего, классический танец — наименее травматическая физическая нагрузка. Здесь работают исключительно с собственным телом, не используя никаких тренажеров.

К концу занятия окна нараспашку. Разгоряченные и довольные девушки переодеваются и шутят. Потом каждая пойдет по своим делам, но этот день уж точно будет удачным, ведь он начался именно так: в грациозном танце под звуки классической музыки.

 

Этот материал был подготовлен в рамках Программы межредакционных обменов при поддержке Национального фонда демократии NED.

 

Что почитать

80-летие Одесского филармонического оркестра: чего ожидать к юбилею

Мистерия под землей: каким будет новый одесский театр «ТЕО»

Краудфандинг месяца: 6 проектов ноября

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться