#Учиться #Делать #Отдыхать

Кто обновляет особняк одесского мецената Буковецкого, где гостили Бунин и Куприн

Фотостудия-музей «Парадная Буковецкаго» является чем-то большим, чем просто пространством для красивых кадров. Целью проекта является комплексная реставрация памятника архитектуры, ревитализация пространства дома по адресу ул. Княжеская, 27.

Входя в парадную с овальным сводом, резной деревянной лестницей, картинами на стенах, ты погружаешься в другую эпоху. Здесь семейные фотографии в шкафах, пенсне на камине, позолоченные багеты и вензельные диваны — все настолько проработано в деталях. Время романсов и изящных нарядов, такое знакомое нам со школьных уроков литературы, вдруг оживает.

Это все о фотостудии-музее «Парадная Буковецкаго»Открытие первых помещений — фотомастерской и мини-музея состоялось 21 мая 2017. Проектом занимается Владислав и Алена Медведские. Она фотограф, а он историк и реставратор. Пара рассказала об идее и процессе реставрации и планах на будущее.

 

Ученик Репина

Алена, фотограф: «Изначально, мы искали помещение под фотостудию. Среди многих объектов предложили первый этаж этого дома. Мы сразу стали интересоваться прошлым здания. И, конечно, узнав, кому принадлежал этот особняк и что здесь происходило, загорелись идеей его восстановления».

Владислав и Алена Медведские. Фото: Стефания Амамджян для ForshMag.

Художник, коллекционер, меценат Евгений Иосифович Буковецкий (1866-1948) происходил из богатой одесской семьи. Закончил курс в Одесской рисовальной школе у Кириака Костанди. В 1890 году вместе с близким другом Петром Нилусом он учился в Петербургской академии художеств в мастерской Ильи Репина. Затем — в студиях Мюнхена и выдающейся академии Жюлиана в Париже.

Вернувшись в Одессу и получив отцовское наследство, Евгений продает бизнес и выстраивает новый особняк по соседству с доходным домом. Построенный в 1889 году по проекту Александра Бернардацци, он скоро становится местом сбора членов Товарищества южнорусских художников при финансовой поддержке Буковецкого, Одесского литературно-артистического общества.

 

Что почитать: «Спортзал — это грустно». Как в Одессе преподают балет для взрослых

 

«Четверги» у Буковецкого

Владислав, реставратор, историк: «Весь прошедший год мы были заняты ремонтом и, откровенно говоря, просто кайфовали. Нас встретили гнилой потолок и пол, все было не в лучшем состоянии. Чтобы максимально восстановить аутентичность интерьера, начали с изучения источников. Очень кстати попалась книга Александра Федорова «Природа», в которой описывается обстановка, происходившие здесь события, владельцы и гости. Кстати, прототипом главного героя романа стал владелец дома».

Фото: Стефания Амамджян для ForshMag.

 

Известные «четверги» у Буковецкого — творческие вечера — привлекают художников, поэтов и драматургов, местных артистов и богемных туристов. Популярный формат салона посещают уже признанные писатели Александр Куприн и Иван Бунин.

 

«Картины Петра Нилуса, литературные произведения Ивана Бунина и воспоминания его жены, дневник Валентина Катаева, а также беседы с местными искусствоведами и ныне живущими коллегами Буковецкого дали много ценной информации о былых интерьерах квартиры. Большой удачей стала находка именной рюмки владельца дома под парадной лестницей, которая является одним из экспонатов нашего любительского музея», — добавляет Владислав.

Фото: Стефания Амамджян для ForshMag.

Наиболее известен этот дом из-за пребывания в нем Ивана Бунина. Здесь были написаны страницы «Окаянных дней» — известный дневник о революционной России. Именно этот дом стал последним пристанищем писателя на родине перед его эмиграцией во Францию в 1920 году.

Фото: Стефания Амамджян для ForshMag.

Другим делом жизни Буковецкого было коллекционирование. По словам директора Одесского художественного музея и знатока творчества Буковецкого Виталия Абрамова, «он отличался от своего круга тем, что занимался сбором коллекции произведений искусства, которые выставлял на втором этаже. Многие художники писали интерьеры его дома, и в какой то мере эти картины можно смело использовать при восстановлении остальных помещений».

 

Что почитать: Бесплатный обед для пенсионеров. Кто и зачем это делает в Одессе?

 

Судьба дома в центре города

В советское время Евгений Иосифович нашел применение своим талантам, работая в оценочно-антикварной комиссии. С 1939 года и до последних лет жизни он преподавал в Одесском художественном училище, в холле которого можно увидеть его картины.

 

Здание по адресу Княжеская, 27 все советское время и до наших дней функционирует как многоквартирный дом. Доведенный местами до аварийного состояния, утративший многие детали декора и внутренней отделки, дом нуждается в капитальном ремонте и комплексной реставрации.

 

Вид на дом. Фото: Стефания Амамджян для ForshMag.

 

Алена: «Планов и желаний огромное количество, начиная с фотостудии, галереи, музея, проведения творческих встреч. Мы хотим создать пространство для творчества. Популяризировать достижения школы Южнорусского общества художников. Впереди много работы: популяризация проекта, поиск финансирования на реставрацию и новой информации об истории этого дома. Мы осознаем значимость истории своего города. Мы хотим создавать его атмосферу и жить здесь».

Владислав: «Мы восстанавливаем это здание, чтобы оторвать людей от массового продукта и вернуть им их историю. Этот дом заряжен невероятной творческой энергетикой, которой хочется делиться с одесситами и туристами».

 

Что почитать

#creacity: как оцифровать культурное наследие

«Это для туристов. Я там не хожу». Как одесситам вернуть себе центр города

Аркадия. 7 фактов об известном месте

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться