#Учиться #Делать #Отдыхать

Музейный ландшафт Германии: шахты-музеи и экскурсоводы-модераторы

Самые любопытные музеи Германии.

Кирилл Фараджев, культуролог, координатор интеграционного проекта «Краеведение для эмигрантов» на конкретных примерах показал тенденции развития музеев Германии. В фокусе внимания такие темы, как привлечение в музей детей и подростков, стирание границ между классическим музеем и научно-информационным центром, оформление музейных интернет-страниц, охрана и презентация памятников индустриальной культуры.

 

Вместо шахтеров — экскурсоводы

В 1980-х годах добывать уголь в шахтах Рурского бассейна стало нерентабельно. Производства закрывались, а добыча угля переносилась в страны «третьего мира», где рабочая сила стоила гораздо дешевле. Часть закрытых шахт в Германии переоборудовали в культурные пространства — как правило, в галереи, кинотеатры, концертные площадки.

Некоторые шахты превратились в музеи. Самый известный из них — музей в шахте Цольферайн в Эссене. После закрытия производства 14 декабря 2001 года шахту внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Шахта Цольферайн. Фото: wikimedia.org

Фото: wikimedia.org

Теперь в Цольферайн вместо шахтеров — экскурсоводы. В музее реализовывается ряд программ для привлечения школьников к теме индустрии. Шахта стала местом для тематической станции регионального проекта «Путь индустриальной культуры» Рурского региона. Здесь находятся музей «Дорога угля», музей Рурского региона, дизайн-центр Северного Рейна-Вестфалии, музей керамики Margaretenhöh и галерея современного искусства. У сайта проекта трехъязычное меню на английском, немецком и голландском, что для Германии необычно. Как правило, немецкие музейные сайты имеют немецкую страничку и английскую (иногда с урезанной информацией).

 

Что почитать: Почему музеи должны стать ближе к людям. Объясняет арт-критик Катерина Ботанова

 

Новые определения и музейная политика

В Германии наблюдается амбивалентная ситуация. С одной стороны, музеев не становится меньше, а частных — только больше, с другой стороны, финансирование этой сферы уменьшается, и прием на работу научных сотрудников ограничен.

Меняется и терминология. Сейчас принято говорить о музейном модераторе, а не экскурсоводе. Это созвучно с плюрализмом мнений: музейный работник не навязывает одной точки зрения или единственно верной интерпретации экспозиции.

Кирилл Фараджев в Одессе. Фото: Екатерины Бакуровой.

Музеи в Германии финансируются со стороны земельГермания состоит из 16 земель, обладающих частичным суверенитетом и объединённых в федерацию, фондов, частных лиц, но, как правило, все равно остаются убыточными. Впрочем, музейный ландшафт Германии тесно связан с образовательной программой в целом. Немецкие школьники, дошкольники и студенты — частые их посетители. Нередко экспозиция является обязательной частью учебной программы, а не ее дополнением.

 

Что почитать: Работа в государственном музее. Интервью с куратором Национального художественного музея Украины Оксаной Баршиновой

 

Музейный must-have

В Германии есть Музей эмиграции (Deutsches Auswandererhaus). Он расположен в небольшом портовом городе Бремерхафен с населением чуть более 110 000 жителей. Здесь сделали ставку на развитие музеев (концепция «музейной мили» — когда ряд музеев расположен в шаговой доступности — пример Пятой авеню в Нью-Йорке, Музейного острова в Берлине). Сейчас их там насчитывается 18.

Экспозиция рассказывает о том, как немцы покидали порт, чтобы отправиться в иные страны и на другие континенты. Музей пытается показать причины эмиграции, чтобы современные посетители лучше поняли мотивы людей, которые прибывают в Германию сейчас. Экспозиция делится на ряд залов, где воссоздана атмосфера конца XIX века — мебель, конторские столы, аудиовизуальные эффекты.

Музей эмиграции. Фото: wikimedia.org

Phaeno — интерактивный музей и научный центр в Вольфсбурге. Здесь стираются грани между традиционным музеем, центром современной науки и местом для досуга всей семьи. Главная цель — привить научное мировоззрение детям, заинтересовать их. Здесь все интерактивно, а главным является эксперимент. Подобных крупных музеев современной науки в Германии немного, но все они тесно интегрированы с образовательной школьной программой.

Phaeno. Фото: wikimedia.org

Кунстхаус в городе Грац — музей современного искусства, который удивляет, начиная с его необычной формы и места расположения. Это и музей, и галерея современного искусства одновременно.

Кунстхаус. Фото: wikimedia.org

 

Что почитать: 5 книг о современных украинских художниках

 

Полезные интернет-ресурсы

Тем, кто хочет ориентироваться в музейном ландшафте Германии (и не только), стоит периодически заходить на следующие интернет-страницы.

  • На портале museum.de можно найти информацию обо всех немецких музеях. Поисковая система может помочь и в поиске музеев по всему миру. Можно узнать название, время посещения, основные характеристики экспозиции, карту / даты мероприятий, которые там проходят.
  • Сайт союза музейных сотрудников Германии поможет ориентироваться в вакансиях, которые существуют в немецких музеях, а также актуальных музейных проектах. Информация на сайте только на немецком языке.
  • Сайт Института внешних связей (IFA) рассказывает о международных проектах. Здесь можно найти партнеров для совместных проектов из Германии и Австрии.
  • The Webby Awards поможет найти лучшие музейные интернет-проекты.

Среди фондов, которые традиционно поддерживают музейную деятельность, стоит отметить следующие:

  • Фонд Gerda Henkel Stiftung основан в 1976 году и выделяет средства по ряду направлений, в том числе археологии. Сайт имеет английскую и немецкую навигацию и снабжен разделами с публикациями и медиатекой.
  • Robert Bosch Stiftung — этот фонд работает с 1964 года и поддерживает среди прочего многочисленные программы обменов между разными странами. Сайт также имеет англоязычную навигацию.
  • Volkswagen Stiftung — эта некоммерческая организация, самая старая из выше представленных, ведет отсчет с 1961 года. Среди прочего поддерживает музейные и кураторские проекты, предоставляет исследовательские стипендии.

 

Что почитать

Кто обновляет особняк одесского мецената Буковецкого, где гостили Бунин и Куприн

#creacity: как оцифровать культурное наследие

«Это для туристов. Я там не хожу». Как одесситам вернуть себе центр города

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться