#Учиться #Делать #Отдыхать

Женщины на фотографиях: образы с фестиваля Odesa Photo Days

Вместе с международным фестивалем Odesa Photo Days, который пройдет в Одессе с 25 по 29 апреля, смотрим на женщину через объектив фотографов.

Фотография — выразительный визуальный язык. И то, как те или иные люди, предметы или события выглядят на снимках, говорит о многом: о личном и историческом контексте, о социальных нормах и даже политическом строе. В Советском Союзе культивировался образ женщины-работницы с ярко выраженными маскулинными чертами, которая должна и работать на полный день, и воспитывать детей, и по хозяйству успевать. Такая модель отражалась в советской фотографии и агитационных плакатах.

Вместе с куратором Odesa Photo Days Катериной Радченко мы проанализировали фотографии, которые выставлялись в рамках фестиваля в разные годы. И нашли интересные женские образы в неожиданных темах и обстоятельствах, из разных стран и эпох.

Катерина Радченко
куратор Odesa Photo Days

Образ женщины в фотографии и в искусстве — тема распространенная, иногда приводящая в восторг, иногда к гендерному конфликту или даже к увольнению с работы… Так было с харьковским фотографом Борисом Михайловым в конце 1960-х, когда у него нашли фотографии его обнаженной жены. Говоря о материалах фотофестиваля, тяжело вспомнить одну серию, посвященную именно роли или позиции женщины в социуме. Возможно, гендерное равноправие, заложенное в каноны развития социума, укоренилось и продолжает существовать по сегодняшний день.

Фотографии с фестиваля Odesa Photo Days с комментариями Катерины.

 

Фотосерия «Амулет» Андрея Ломакина

Серия Андрея Ломакина «Амулет» — это документальная история самозащиты украинцев, попытка разобраться, для чего люди покупают и хранят в доме огнестрельное оружие. Андрей представляет портреты владельцев оружия, среди них есть и женщины, готовые постоять за себя и свою семью. Им не чужда покупка и владение оружием — казалось бы, столь маскулинным символом самозащиты.

 

Шалва Алханаидзе «Паспортное фото»

Так же, без прикрас, изображены женщины в двух грузинских проектах — архивном проекте Шалве Алханаидзе «Паспортная фотография» (представлен на фестивале в 2015 году) и проекте «Грузинское село» Нателлы Григалашвили (был показан в 2016 году). В них нет ничего наносного, на снимках — простые деревенские женщины, которые много трудятся. Фокус сосредоточен не на женщине как таковой, а на представителе определенного слоя общества.

Шалва Алханаидзе «Паспортное фото». Работы выставлялись на стенах гостиницы в центре Одессы

Проект «Грузинское село» Нателлы Григалашвили.

 

Роман Пятковка «Шабаш ведьм»

Совсем другой подход к фотографированию женщин у харьковского фотографа Романа Пятковки. Его серия «Шабаш ведьм», которая была представлена в рамках выставки «Харьков 18+» в прошлом году, — это фиксация свободы женского тела в обычной «хрущевке», снятие всех социальных запретов в пределах одной квартиры, это экспрессия движений, красота молодости и смелости духа как моделей, так и самого фотографа.

 

Архивы на выставке «Одесса. Фотодни»

Студийные фотографии XIX века в первую очередь отражают моду и технический прогресс того времени. Молодые девушки часто фотографировались с книгой или газетой в руках, что символизировало их образованность и начитанность. Вырезка из дореволюционной газеты, найденная мною в архиве:

«Вот девушка в швейцарской зимней шапочке. Она хочет сняться непременно за пианино. Она будет играть „Молитву девы“ и даже не скинет ни шапочки, ни пальто, ни галош. С фотографом люди иногда бывают откровенны больше, чем с собственной анкетой:

— Видите… Мой жених должен быть уверен, что я играю».

Фото предоставлено пресс-службой Odesa Photo Days

 

Андерс Петерсен «Кафе Лемитц»

В этом году на фестивале будет представлена серия работ шведского фотографа, классика субъективной фотографии Андерса Петерсена «Кафе Лемитц». В ней он представляет истории из припортового кафе в Гамбурге, обычные вечера местных жителей и завсегдатаев заведения. В его работах люди не позируют, а скорее воспринимают Андерса как своего приятеля, не обращая внимания на камеру.

Таким образом, автору удается показать реальные сюжеты, не приукрашенные социальными стандартами того времени. Женщины на фотографиях — уставшие, измученные алкоголем, нуждой и жизнью на обочине, куда их выкинуло общество. Их образы идут вразрез с социальными стандартами и представлениями об идеальной женщине.

Фото предоставлено пресс-службой Odesa Photo Days

 

Что почитать

Верните мне дом: как культурные инициативы рассказывают о переселенцах и Донбассе

«Он символ того, что творится в Одессе». Протекающая крыша и +10 в Одесском художественном музее

Забути не можна пам’ятати: інтерв’ю з автором виставки «Забуття» Катериною Радченко

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться