#Учиться #Делать #Отдыхать

Кисточка не только для косметики: как быть художником, если ты женщина

Мариам Найем о роли женщины в искусстве.

Художница Мариам Найем исследует массовую культуру и ее развитие, а также читает лекции об истории искусства. Она любит ставить эксперименты. Например, ходила в хиджабе, чтобы понять реакцию киевлян на девушку в мусульманской одежде. Совсем недавно на образовательной платформе WiseCow вышел курс лекций Мариам о женщинах в искусстве. Об этой теме было ее выступление в одесской галерее InVogue#Art.

 

Почему не было великих художниц

В 1971 году историк искусства и писательница Линда Нохлин написала эссе «Почему не было великих художниц». Оно перевернуло представление о том, насколько объективно мы оцениваем искусство. В самом вопросе кроется некое пренебрежение и намек на то, что, наверное, великих художниц не было. Логично ответить, что у женщин меньше таланта, чем у мужчин. Да и в самом вопросе звучит обвинение в неуспешности.

В своем эссе Линда склоняется к мысли, что проблема сложившейся ситуации не только в гендере. Проблема не в мужчинах, не в женщинах, а в социальной системе и институтах. В эссе Линда цитирует британского философа Джона Стюарта Милля, который жил и творил в XIX веке: «Все привычное кажется естественным. Коль скоро подчинение женщин мужчинам — общепринятый факт, то любое отступление от него вполне естественно кажется неестественным».

Должны ли быть женщины голыми, чтобы попасть в Музей? 1989, арт-группа Партизанские девушки, Нью-Йорк.

 

«Золотая фрикаделька» гениальности

Допустим, у человека есть талант с рождения, он пытается его проявить. Несмотря на препятствия, ему это рано или поздно удастся. Так звучит аксиома «золотой фрикадельки» — гениальности, которая, «как убийство, рано или поздно выйдет наружу, какие бы обстоятельства и препоны ни пытались этому помешать».

 

Если мы, допустим, не знаем известных женщин-художниц XIX века, возникает вывод, что у женщин нет гениальности. Если Ван Гог с шизофренией смог, то почему женщины не смогли?

 

До недавнего времени биография художника воспринималась скорее как сказка, чем реальная жизнь. Все хотят увидеть историю Золушки, как «кто-то смог». Но вопрос «почему не было великих женщин в искусстве?» почти такой же, как «почему в искусстве не было аристократов?»

Семья Гюстава Кайботта принадлежала к высшим слоям парижского общества. Он был обеспечен, дружил с художниками-импрессионистами, скупал при жизни работы Моне и других, организовывал выставки, будучи меценатом. Но только после смерти искусствоведы увидели его собственные работы: все собрание рисунков хранилосьСейчас представлены в Музее д’Орсе, Париж у его семьи.

Гюстав Кайботт. Дождливый день в Батиньольском квартале 1877. Институт искусств, Чикаго.

 

Всегда натурщица, никогда не художница

Многие художницы середины XIX — начала XX века жаловались на обучение мастерству в академиях. Им не позволялось рисовать с обнаженной натуры. Если женщина-художник присутствовала на этюдах, тело модели драпировали. Считалось, что женщина не должна видеть наготу.

 

Когда мы рассматриваем работы художниц, творивших до XIX века, нужно помнить, что они фактически ничего не знали о структуре человеческого тела.

 

На групповом портрете академиков Королевской академии искусств кисти Иоганна Цоффани совсем нет женщин. Основательницы Из 36 академиков было всего 2 женщиныакадемии Ангелика Кауфман и Мари Мозер присутствуют на картине в качестве портретов на стене. И все из-за того, что женщинам, даже признанным художницам, не подобало находиться в одном помещении с обнаженными натурщиками.

Иоганн Цоффани. Академики Королевской академии искусств. 1771-1772.

 

Рисование как способ занять свободные руки

Мужчина-художник — творческий человек с высокими идеалами. Образ женщины, занимающейся рисованием, — это скромная девушка, которая выбрала его своим хобби в свободное от других обязанностей время. Хобби, которое повышает вероятность удачно выйти замуж. Рисование еще считали хорошим способом занять свободные руки. И это занятие ни в коем случае не должно переходить в работу. Для женщины длительное время искусство считалось не призванием или проявлением гениальности, а чем-то сродни макраме.

 

Работы женщин-художников составляют от 3 % до 5 % основных постоянных коллекций в США и Европе.

 

Чаще женщину можно увидеть на полотнах — обнаженной или полуобнаженной. «Девиз молодой женщины, стремящейся к серьезной карьере в искусстве XIX века, мог бы быть: Всегда натурщица, никогда не художница», — пишет Нохлин. Но художницы были, несмотря на тяжелое культурное положение.

 

Читайте также: «Ти ж дівчинка!» Що таке гендерні стереотипи, та як вони впливають на наше життя

 

Первобытные рисунки создавали женщины

Археолог Дин Сноу из Университета штата Пенсильвания проанализировал отпечатки рук, найденных в восьми пещерах во Франции и Испании. Сравнивая длину определенных пальцев, исследователь определил, что три четверти отпечатков принадлежали первобытным женщинам. Конечно, эти данные не дают 100-процентной уверенности в том, что женщины именно нарисовали наскальные изображения, а не просто оставили свои отпечатки. Но это исследование немного ставит под сомнение традиционный подход к первобытному искусству. Многие наскальные рисунки изображают охоту на бизонов, мамонтов и другие анималистические сюжеты. Из-за этого до недавнего времени археологи предполагали, что они были созданы мужчинами.

Исследование Дина Сноу основано на работе британского биолога Джона Мэннинга, автора «Книги пальцев», который изучал половой диморфизмАнатомические различия разных полов одного биологического вида, исключая различия в строении половых органов. Он обнаружил, что мужчины и женщины отличаются относительной длиной пальцев: у женщин безымянный и указательный пальцы являются приблизительно одинаковой длины, в то время как у мужчин безымянный чаще всего длиннее, чем указательный.

Отпечатки рук в пещере Источник: Mariano, commons.wikimedia.org.

 

Наши современницы

Великие художницы были, но под покровительством мужчин. Это мог быть либо отец, либо муж, либо родственник или меценат, который чаще всего сам занимался рисованием и мог дать уроки.

Например, художница, рисующая в стиле наивного искусства, Серафина Луи. Она работала прислугой, цветы и деревья были основными элементами ее живописи. Открыть ее талант миру помог коллекционер и художественный критик Вильгельм Уде, который приобрел несколько ее работ и материально поддерживал Серафину. Сейчас намного легче назвать современных художниц. Марина Абрамович, Яеи Кусама и другие. Но сколько таких женщин мы не знаем? Творить не ради славы, признания или денег — вот искреннее искусство.

Картина Серафины Луи

 

Что почитать:

English Events Digest Одессы: 12.04-25.04

Женщины на фотографиях: образы с фестиваля Odesa Photo Days

10 новинок для читання на природі

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться