#Учиться #Делать #Отдыхать

Выставка «Кафе „Лемитц“» в Одессе: полвека субъективной шведской фотографии

В Одессе открылась выставка пленочной фотографии шведа Андерса Петерсена — одного из самых влиятельных фотодокументалистов Скандинавии.

Андерс Петерсен приехал в Гамбург с одной целью — снять что-то интересное. Он искал друзей, но нашел типажи людей социального дна в одном из кафе на Репербанеулице, где находятся увеселительные заведения в Гамбурге. Три года он фотографировал завсегдатаев кафе «Лемитц». Это стало материалом для первой фотокниги шведа, которая принесла ему известность.
Всего в серии «Кафе „Лемитц“» 1 440 фотографий. В 1978 году фотокниги переиздали. В Одессу прибыла часть работ (64 снимка) для показа в рамках Odesa Photo Days. Выставка открыта до 20 мая в NT-Art Gallery и проходит при поддержке Шведского института и посольства Швеции в Украине.

Андерс Петерсен снимает на пленку. Его арсенал состоит из фотоаппарата Contax T3 с объективом 35 мм. Он всегда использует пленку (как правило, Kodak TX 400). «Вся моя работа за последние 12 лет была сделана этой камерой. Я также использовал другой фотоаппарат. Это Ricoh GR1s с объективом 28 мм. Это более широкое стекло, но я предпочитаю объектив 35 мм».

 

По лестнице вниз

«На следующий день, в час ночи, — вспоминает Петерсен — я был там со своей камерой Nikon F, которую положил на стол. В кафе было полно народу, в музыкальном автомате играла прекрасная музыка: Чак Берри, вальс „Домино“, Литл Ричард, „Битлз“, „Стоунз“… Кто-то слушал, кто-то танцевал. Заполненное людьми кафе было абсолютно черным — вот мое первое впечатление».

На открытии выставки в Одессе. Фото: Станислав Кинка.

Фотографируя низы общества, Петерсен не пытался спрятаться или как-то дистанцироваться. Он снимал в открытую и потом даже сделал выставку в самом кафе. Можно было забрать с собой фотографию, если на ней посетитель узнавал себя. Через некоторое время снимков в «Лемитце» почти не осталось.

Обложка альбома Тома Уэйтса.

«Фотография не бывает плохой или хорошей. Это совсем другая вещь — это о том, какая атмосфера и какая личность стоит за камерой. Не перед камерой, но за камерой. … И это все — не совсем про фотографию. Вообще фотография — это не про фотографию. Она раскрывает твои потребности. Потребности человеческого существа».

Одна из фотографий из серии «Кафе „Лемитц“» стала обложкой альбома Тома Уэйтса — Rain Dogs (1985). Кавером стал снимок, на котором обнимается пара завсегдатаев кафе — Роза и Лилия.

 

Что почитать: «Культура і мистецтво – це завжди гра в довгу, без джекпотів сьогодні»

 

Что движет фотографом?

Андерс Петерсен продолжает задавать вопросы. Это и есть стимул его движения и фотографии.
«Я действительно продолжаю задавать вопросы в основном о себе. Звучит эгоистично, и, вероятно, так и есть. Я спрашиваю себя: кто я и почему? И тогда я ищу людей и других существ, которым я сам себя идентифицирую — женщин, мужчин, собак, кошек…», — Андерс Петерсен.

Фото: Станислав Кинка.

Особая ценность фотографий Петерсона заключается в том, что на них есть все те люди, которые в обществе полувековой давности были отверженными — проститутки, трансвеститы, социальные низы. Это отметила на открытии выставки в Одессе представительница шведского посольства, атташе по культуре.

Сейчас эти фотографии — не просто иллюстрации портовой жизни крупного города и калейдоскоп пороков, но и воспитание понимания различности. Общество, которое вычеркивает свою часть по причинам несоответствия канонам или правилам, все равно возвращается для переосмысления. Возможно, что выставка шведского фотографа — это только часть большого процесса переосмысления.

 

«Люди на моих снимках не должны быть мебелью. Они должны быть людьми, полными жизни, с массой противоречий», — Андерс Петерсен.

 

Открытие выставки в Одессе. Фото: Станислав Кинка.

 

Что почитать

Карта скульптур: где найти одесских котов?

Кто вас ждет на фестивале Odessa Photo Days: интервью с фотографами

Креативное и солидарное фермерство: опыт Германии и Украины

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться