#Учиться #Делать #Отдыхать

Литература в школе: шведский и украинский взгляд на обучение

Как привить любовь к чтению на уроках литературы современным детям.

В рамках международного книжного фестиваля «Зеленая волна» преподаватели литературы дискутировали о проблемах, которые встречаются на пути учителя-литератора, особенностях образовательных систем в Украине и Швеции, а также роли педагога на уроке.

 

Формирование программы: приказ или собственный выбор?

Галина Загорулько — учительница украинского языка и литературы, номинантка премии Global Teacher Prize Ukraine (Украина, село Краснопавловка, Харьковская область)

История Украины — депрессивная. Это отражается и в литературе. Но как бы ни хотелось обходить стороной печальные произведения и оставлять только позитивные, я считаю, это неправильно. Самые грустные произведения начинаются в классе 8–9 (например, «Катерина» Шевченко). Мне интересно обсуждать с детьми, а как бы сейчас отнеслись люди к «Катерине» среди знакомых? Осуждали бы они ее, как в те времена?

В нашей образовательной системе до 2018 года свободного выбора авторов в программе практически не было. Для 6–7 классов теперь можно выбирать не только произведения к прочтению, но и самих авторов. Честно скажу, есть произведения украинской литературы, которые мне не нравятся, из-за этого мне сложно донести их идею детям. Например, не очень понимаю Владимира Дрозда «Білий кінь Шептало», «Ирій». Я заметила, дети не всегда понимают философские произведения.

 

Радует, что программа сейчас идет в ногу со временем, в нее добавляются современные авторы. Дети могут спросить: «Этот писатель еще жив? Не может быть! И он до сих пор пишет? Вы шутите…»

 

Галина Загорулько.

 

Что почитать: 10 новинок для чтения на природе

 

Дети, которые не любят читать

Элизабет Линд — учительница шведского языка, координаторка программы развития методологии изучения шведского языка и литературы в школе (коммуна Тиреше, Швеция)

В Швеции не так уж и сильно дети любят читать. Последние годы мне приходилось работать с разными учениками: как и теми, кто пойдет в высшую школу, так и теми, кому это не нужно. Им от 17 до 19 лет. Когда я только начинала свой карьерный путь, для меня было сложно представить, что уважение я еще должна заработать. Но если вы однажды его получили, у вас уже его не отнять.

Как учитель я имею достаточно много свободы в формировании учебной программы. Единственное, что у меня прописано в плане: «Дети должны читать и обсуждать произведения мировой литературы». Есть определенный канон, на который мы ориентируемся, но можем вносить свои изменения в него. В моей программе много Камю, у других учителей может быть, например, больше шведских авторов. А еще в Швеции любят читать Шекспира. Из русской литературы изучаем Достоевского «Преступление и наказание».

Элизабет Линд

Но больше всего с учениками мне нравится обсуждать Альбера Камю «Посторонний». Главный герой этой книги убивает человека без видимых на то причин. Это произведение сподвигает меня на множество дискуссий о смысле жизни. Обсуждая его, мне удается особенно хорошо установить личностный контакт с учениками. Один из вопросов, который мы обсуждаем, — смертная казнь.

Справка: «Посторонний», или «Чужой»
Также известен перевод «Незнакомец» Георгия Адамовича (фр. L’Étranger) — дебютная повесть французского писателя Альбера Камю (1942), классическая иллюстрация идей экзистенциализма.

 

Урок литературы в Швеции о смертной казни

Элизабет Линд: Мы начинаем урок с небольшой дискуссии. На этом этапе они еще не знают, о чем будут читать. Я их спрашиваю, хотят ли они, чтобы смертная казнь была принята в Швеции? Почему? Вы против этого, почему? Следующий вопрос по этой книге, который я задаю: «Есть ли у кого-то право на убийство? Если да, почему?»

Я практикую дискуссии в небольших группах. На моем уроке ученики в одной группе выбирают себе какую-то роль (докладчик, оппонент или модератор). Стараюсь при этом избегать ситуации, где один отдувается за всех, а другие просто отсиживаются. После этой дискуссии я им включаю песню, которая называется «Убийство араба» (песня написана под впечатлением от этого романа — прим.). И на этом этапе я представляю им книгу, которую они дальше будут читать на уроке, сидя в этих же группах (таким образом я их к этому готовлю). Затем я раздаю им снова списки вопросов, на которые они должны будут ответить после 3-х глав прочтения.

Ответы они высылают мне в письменном виде на почту либо в виде аудиозаписи. После этого можно переходить к обсуждению на весь класс.

 

На следующем уроке я практиковала обсуждение более романтической книги. На нем я получила вопрос от ученика, который не собирается идти в вуз: «А можно мы в следующий раз что-нибудь другое обсудим, Камю, например?»

 

Что почитать: Выставка «Кафе „Лемитц“» в Одессе. Полвека субъективной шведской фотографии

 

Стать лучше как учитель: 3 совета от Элизабет Линд

Неохотно читающих учеников я пытаюсь заинтересовать другим способом: например, подыщу им работу в библиотеке. Помните, что студенты могут быть разные, и часто их личность определяет множество факторов. Может, у ученика в семье никто не читает, так чего же он будет?

Учителям литературы могу посоветовать как можно чаще встречаться со студентами в разных ситуациях, показывать, что литература есть не только в книгах, а еще и в песнях, и в кино. Большие открытые вопросы всегда очень интересны для тех, кто молод и еще только формирует свое представление о мире.

Вы обязательно найдете контакт с детьми, если будете больше рассказывать им о своих ценностях, мировоззрении, и если они будут согласны с вами — этот контакт обязательно установится.

 

Что почитать

English Events Digest Одессы: 10.05 — 23.05

Карта скульптур: где найти одесских котов?

7 фактов о Екатерининской площади

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться