#Учиться #Делать #Отдыхать

«Сломанное руководство» Алека Сота: эволюция творчества фотографа Magnum

История 4 проектов американского фотографа Алека Сота.

В этом году на фестивале Odesa Photo Days прочитал лекцию фотограф Magnum Алек Сот. Даже если вы никогда не слышали о Magnum Photos, то наверняка видели снимки, сделанные фотографами агентства. Например, «Афганская девочка» Стива Маккарри.

 

Идея пространства между нами

Алек Сот

По дороге на лекцию я встретил нескольких фотографов, которые спросили меня, что я фотографирую? Мне стало не по себе, потому что я не люблю этот вопрос. Но отвечаю: я снимаю пространство. Мне сложно рассказывать о своих фотографиях — это всегда борьба для меня: сколько историй показать и сколько упустить.

Вначале я очень стеснялся снимать людей. Поэтому ходил в местный парк и знакомился с людьми, которые выглядели наиболее безопасно, чтобы сделать фото. Со временем я заметил, что меня притягивает к определенному типу людей. Не знаю, что именно меня в них привлекает. Наверное, честность.

Когда я фотографирую кого-то, что я снимаю? Одежду, кожу… Это все поверхность. Но со временем я понял, что снимаю пространство. Не просто фотографирую самого человека — я снимаю все пространство между нами. Иногда меня расстраивало, что я снимаю пустое пространство между человеком и мной.

Пару лет назад у меня была лекция в Финляндии. Я много медитировал, пока летел туда. А когда приземлился, решил прогуляться и помедитировать возле озера. У меня возникло странное чувство: я подумал, что проблема в часовых поясах. Но случилось что-то невероятное — пространство сжалось. Это звучит глупо, но у меня появилось ощущение, что все вокруг связано, и я связан со всем и должен что-то сделать. Это было смешно, потому что на следующий день у меня была лекция. После этой ситуации мне захотелось полностью переписать свое выступление. Я потратил на это всю ночь.

Фото с лекции, источник: https://www.facebook.com/thephotodays/

 

Что вы обычно делаете, когда вас посещают такие мысли? Едете в Индию. И я поехал в Индию. Мне хотелось научиться делать счастливые фото. Там я занимался йогой смеха и даже получил сертификат инструктора. После этого целый год не снимал людей и не путешествовал. Постепенно все наладилось. У меня уже не было чувства, что все связано, но я знал об этом. И у меня появилась мысль, что я фотографирую не только пространство, но и энергию. Я имею ввиду молекулы света, что летают между нами.

После года перерыва одна галерея из Сан-Франциско предложила мне сделать выставку. У меня возникла идея наполнить помещение качелями и проводить там время с людьми, снимая то, как мы играем. Основным обьектом взаимодействия была качеля seesaw (качалка). Seesaw — это и пространство, и энергия. После этого проекта я снова начал снимать портреты и теперь понимаю, что снимаю не только то, что нас разъединяет (пустое пространство), но и то, что нас связывает (энергия Вселенной).

Фото с лекции, источник: https://www.facebook.com/thephotodays/

 

«Сны вдоль Миссисипи»

В 21 год я отправился путешествовать вдоль реки Миссисипи. Так появился проект «Сны вдоль Миссисипи». Я снимал свои поездки вдоль реки, но это не было документированием. Это было желание путешествовать и узнавать о том, чего хотят другие люди и чем они живут. Когда я снимаю людей, то прошу их написать на листке бумаги, о чем они мечтают. Это самое невероятное в моей работе: незнакомые люди раскрывают мне интимные подробности своей жизни.

 

Повторяющийся мотив этой серии — это кровати. И тут важно знать, что я снимал не просто кровати, я снимал сны. Моей мечтой на тот момент было опубликовать фотокнигу. У меня не было ни репутации, ни имени. Поэтому я сделал это только в 35 лет.

 

Herman’s bed, Kenner, Louisiana 2002, источник: http://alecsoth.com/photography/

 

Читайте также: Интервью с фотографами Odessa Photo Days: на что и о чем снимают профессионалы 

 

«Ниагара»

Для второго проекта «Ниагара» я хотел сделать пейзаж великого водопада метафорой к человеческим отношениям. И если в первом проекте темой было пространство и свобода, то в этом — любовь. Я начал снимать пары возле Ниагары (популярное место среди молодоженов для медового месяца). Но эти фото не показывали того, что я хотел. И мне пришла идея коллекционировать любовные письма молодоженов, чтобы показать историю за этими фото. Вы можете их прочитать в книге, посвященной этому проекту. Все начинается с очень светлых и милых любовных писем, но по мере чтения книги они становятся все темнее и страшнее. И я понял: чтобы раскрыть тему любви, мне не обязательно снимать пары. Этот проект не просто о любви, он о том, что свежеиспеченная любовь не может долго сама себя поддерживать.

Источник: http://alecsoth.com/photography/ Falls 55 2005

 

«Сломанное руководство»

Однажды меня нанял один из музеев Атланты, чтобы я проехал по югу Америки и поснимал там. Так я попал на место, где в 1996 году произошел теракт во время Олимпиады. Террорист скрывался в местных лесах около трех лет. Я поехал на место, где его арестовали. Но по дороге туда заехал в маленький монастырь. Там я встретил монаха и сделал его снимок. После этого меня заинтересовало: почему люди становятся отшельниками? Что на это влияет? Духовные взгляды? Политические причины?

Я хотел сделать проект не о конкретном человеке-отшельнике, а о чувстве, преследующем тех людей, которые убегают от общества. На тот момент у меня тоже было желание сбежать. Мне хотелось сломать старый подход, который я использовал в своем творчестве ранее: снимал фрагментарно, использовал макро, ч/б, делал фото с большого расстояния. Я не хотел делать «великие» снимки. Я назвал своей проект «Сломанное руководство» — это руководство к действию для тех, кто хочет убежать. Но оно не работает. Эту книгу сложно понять, она очень фрагментарная.

Источник: http://alecsoth.com/photography/

 

«Маленький коричневый грибочек»

Когда я закончил «Сломанное руководство», мне уже надоело антисоциальное поведение. Мне снова хотелось поработать с обществом. И у меня возникла идея попробовать себя газетным фотографом. С моим другом-журналистом мы создали воображаемую газету под названием «Маленький коричневый грибочек», поехали в Огайо и две недели работали над ней там. Продавали эту газету на моем сайте, что покрывало наши расходы на путешествие. Решили сделать еще, поехали в Нью-Йорк. Я снимал в ч/б и использовал вспышку по двум причинам. Первая — я хотел работать быстро, как репортер в газете. И вторая — хотел показать ностальгию по прошлому, когда социальная жизнь была лучше. Когда я делал эти фото в разных штатах, то чувствовал больше оптимизма за США, чем сейчас.

Источник: https://www.facebook.com/Little-Brown-Mushroom-210544647508/

 

Что почитать:

Выставка «Кафе „Лемитц“» в Одессе: полвека субъективной шведской фотографии

Открытие фестиваля Odessa Photo Days: фоторепортаж

Карта скульптур: где найти одесских котов?

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться