#Учиться #Делать #Отдыхать

Александр Ройтбурд: «Музей — градообразующее предприятие»

Художник Александр Ройтбурд рассказал о том, как решился пойти на должность директора Одесского художественного музея.

«Одесса сохранила свой исторический облик благодаря тому, что у советской власти не было денег ее улучшить. Потом пацаны начали зарабатывать и делать его лучше», — удачно шутит художник Александр Ройтбурд перед аудиторией одесского креативного завтрака. Это серия ежемесячных встреч по всему миру. Каждый раз для всех городов-участников выбирается единая тема. В этот раз разговор должен пойти про сommitment — с английского организаторы перевели это как «обязательства, которые человек берет на себя добровольно». И сразу же подумалось об Александре Ройтбурде — известном в Украине и заграницей художнике, который недавно возглавил Одесский художественный музей. ForshMag записал его выступление про обязательства, какими их он для себя видит. Дальше прямая речь.

 

Художник никому ничего не должен

Большинство своих высказываний художник делает из внутренней необходимости. На должность директора я пошел по внутренней необходимости. Если чудо не идет к Магомету, я стану этим чудо и пойду к Магомету.

История [вокруг должности директора музея] надоела мне уже день на третий, та даже за несколько дней до того, как назначение подписал губернатор. Останавливает [бросить все] только одна мысль — «перед пацанами неудобно». Неудобно перед теми людьми, которые меня привели в этот музей, неудобно перед сотрудниками музея, которые поверили, что наконец они будут жить в режиме осмысленного и созидательного времяпрепровождения, а не отбывания повинности под страхом, что объявят выговор и лишат 30-долларовой премии (это было состояние научного коллектива донедавна).

 

Неудобно перед музеем и его запасниками, которые я видел. Мой долг как гражданина — освободить эти работы.

 

Мой commitment в том, чтобы в городе появился Большой музей. Сейчас в городе есть музеи, в которые можно зайти. В нормальных городах — музеи, ради которых люди приезжают туда, музеи, в которых живут горожане. Нью-йоркцы знают о выставках в Гуггенхайме и Метрополитен-музей. Это часть их образа жизни.

Музей в какой-то степени — это градообразующее предприятие. В Одессе заводы возрождать бессмысленно. У них нет будущего: они загрязняли море и залив, превращать Пересыпь в промзону с экономической точки зрения бессмысленно. Надо создавать среду комфортную для горожан и привлекательную для тех, кто будет приезжать.

 

Что почитать: ТЕСТ: Что вы знаете про одесские музеи?

 

От «большой Затоки» к культурному хабу

Приезжать в город должны люди, у которых запросы выше базовых физиологических потребностей. Это не люди, которые целыми днями ходят в трусах, пьют «Черниговское», жрут чипсы и семки, плюют на тротуары. Одесса не заинтересована в такого рода посетителях. Нам нужны люди, которые заинтересованы в городе. Одной из реперных точек должен быть музей.

Чтобы превратить Одессу из «большой Затоки» в культурный центр, необходимо несколько вещей. Чтобы сюда начали ездить на концерты мировых звезд, нужна не только дорога Одесса-Рени, но и большой зал. Рентабельность такого мероприятия — помещение на более чем 2 тысячи человек, а лучше 3–4 тысячи. А в Одессе есть максимум Оперный театр на 1400 сидений. Нужны многофункциональные выставочные залы, где можно провести и книжную ярмарку, и собрать тусовку, и разделить его на конференц-пространства.

 

В Одессе должен быть музей (желательно их должно быть много), где можно провести день своей жизни: походить по экспозиции, провести время с детьми, поесть и, господи прости, выпить вина. Во всех одесских музеях можно провести максимум час.

 

Если изменить эти вещи, тогда исчезнет ошибочная установка, что наш город может рассчитывать только на 2 месяца летнего туризма. Нужно создать рекреационные зоны и наполнить их содержанием. Выигрывает город, в котором не зарабатывают больше денег, а где тратят, говорил [коллекционер и галерист] Марат Гельман [недавно была его лекция в Зеленом театре]. Рестораны и бутики, отели и кластеры должны появляться вокруг музеев.

Музей, так получилось, — это самая реалистичная площадка для модернизации. У музея более свободный формат, более компактный коллектив. Его легче сделать современным и динамичным, чем университет или театр.

 

Что почитать: В мастерской спасателя картин

 

Будущее Одесского художественного музея

Ремонт помещений — это программа минимум. Музей — живое существо, и оно хочет стать больше. Он должен в разы расшириться. Если он будет больше в 3 раза, то станет интереснее в 30. Он должен расшириться и размножаться почкованием.

На экскурсии по музею. Фото: facebook.com/ofam.od.ua/

Сейчас в Одесском художественном музее появились новые работы в экспозиции на 2-м этаже. У нас каждый день что-то происходит. По одной вещи меняя, попадаешь из скучного зала в классный. Наша цель — чтобы люди уходили с сувенирами с лого нашего музея на трусах, карандашах, закладках, шарфиках и презервативах. Чтобы знаки музея присутствовали в быту одесситов и гостей по всему миру. Чтобы музей присутствовал во всех точках земного шара.

 

Что почитать

За семью замками: что хранят одесские парадные

Будущее туризма: место Одессы и мировые практики

Гид по лету: фестивали Одессы и не только

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться