#Учиться #Делать #Отдыхать

Бйорн Гельдхоф, PinchukArtCentre — о хорошем вкусе, которого не существует

«Моей задачей никогда не являлось повторить, что уже было сказано», — Бйорн Гельдхоф о взаимодействии художника, куратора, критика и зрителя.

В рамках международного книжного фестиваля «Зеленая волна»  арт-директор PinchukArtCentre  Бйорн Гельдхоф поделился видением того, как формируется взгляд на предмет искусства, почему арт-объект не может нравиться всем и почему искусство нуждается в профессиональной критике.

 

Кто такой Бйорн Гельдхоф?

Художественный и стратегический директор Yarat! Contemporary Art Space  (Азербайджан), координатор и куратор выставок современного искусства в Angelos bvba/Jan Fabre (Бельгия). Историк искусства по образованию, преподавал театральное искусство в Conservatory of Kortrijk (Бельгия). Работал в журнале Janus Magazine. 

 

Отношения куратора и художника: где компромисс

Куратор никогда не должен быть врагом художника. И художник никогда не должен следовать за кураторами. Куратор может оказывать свое влияние в разговоре с художником — в этом и заключается его роль. И если мы говорим о начинающих художниках, роль диалога-дискуссии с куратором очень важна. Для меня важно, с одной стороны, провоцировать художников, поднимать какие-то вопросы, темы, новые для них, а с другой — я должен воздержаться, чтобы не помешать процессу творчества. Да, мы можем сказать: «Вы уверены в этой идее? А может быть, лучше так…» И за этим следует долгая дискуссия.

Бйорн Гельдхоф и художница Анна Звягинцева. Фото: PinchukArtCentre © 2017, Максим Билоусов, Александр Пилюгин.

Мне кажется, у художников сейчас есть готовность защищаться от куратора. Это не ставит его в более слабую позицию: куратор выступает партнером художнику, пытается дать ему возможность делать то, что он хочет. И в этом случае, если вы работаете с несколькими художниками сразу, это становится сложнее и сложнее. Многие украинские художники, с которыми мне приходилось работать, как раз не согласны с тем, какой я хочу видеть их выставку. Но это мое право.

Я пытаюсь дать другое прочтение уже устоявшемуся нарративу. Как куратор я пытаюсь дать анализ уже существующей ситуации. И что часто вызывает недоразумение в PinchukArtCentre — это не то, как работает история, это мнение о контексте как одной из возможностей. Именно это помогает оценить работы в другом, непривычном до этого ключе. Моей задачей никогда не являлось повторить, что уже было сказано. И это вопрос не столько о вкусе, а о том, какую идею мы хотим показать.

Выставка художницы Динео Сеше Бопапе, PinchukArtCentre, Фото: PinchukArtCentre © 2018. Фотограф: Максим Белоусов, Валентина Цимбалюк.

 

Украина — страна хорошего вкуса?

В каждой стране есть понятие хорошего вкуса, но не все его разделяют. Это зависит от культуры, принятой в стране. Мне кажется, сегодня хороший вкус художники как провоцируют, так и воспроизводят. Это спорная категория: хороший вкус для вас не всегда хорош для меня.

Когда мы говорим об искусстве, то я бы вообще никогда не использовал этот термин. Люди могут пользоваться им для того, чтобы критиковать. Но как по мне, если я смотрю на какое-то произведение, то я должен найти ответы на такие вопросы: почему это здесь, что это делает для общества и окружающей среды, почему именно этот формальный язык был выбран, и удачно ли вовлечение этого объекта во все сообщество вокруг? Это не о хорошем или плохом вкусе, а о том, как сообщество взаимодействует с предметом искусства.

Выставка РАС-UA: «Неуместные касания», Фото: PinchukArtCentre © 2017. Фотограф: Максим Белоусов.

 

Искусство, размещенное в публичном пространстве, с одной стороны, должно провоцировать. С другой — объект должен быть защищен, но не правительством, а самим сообществом. Если это публичное пространство, значит, оно принадлежит обществу. При этом, скорее, к счастью, этот объект может не всем нравиться. Для начала дискуссии, для объяснения своей позиции достаточно небольшой части общества, которой произведение нравится. Объекты искусства в общественном пространстве — это перемены, диалог, провокация. Плохо, когда объект всем нравится.

Уродство — это всего лишь другая форма прекрасного. Красота и уродство — форма коммуникации, форма содержимого. Это инструмент для того, чтобы вы могли высказаться с помощью предмета искусства. Даже уродство в публичном пространстве — одна из форм, которая имеет право на жизнь.

 

Вкус может меняться, и через время вы посмотрите на то, что приводило вас в ужас, уже с другими эмоциями.

 

Выставка РАС-UA: «Неуместные касания», Фото: PinchukArtCentre © 2017. Фотограф: Максим Белоусов.

 

Читайте также: Куда пойти, когда душа жаждет прекрасного?

 

Арт-критика: кто и зачем профессионально критикует искусство

Критик — это важная роль, которая потеряла свое положение. Раньше критики писали в газеты и журналы, им платили, это были люди, которые могли аргументированно разнести в пух и прах чью-нибудь выставку (и быть при этом неправыми). Но этого больше нет. Мне жаль, потому что художник, который серьезно относится к своей работе, хочет знать профессиональную критику о ней.

Обучение в сфере искусства на Западе основано на том, чтобы критиковать работы друг друга. Это дает художникам возможность думать, высказываться, практиковать критическое мышление — фундаментальную вещь. Если мы зададим себе вопрос, что такое искусство, что оно нам дает, то я отвечу — навыки критики.

Выставка Саши Курмаза, Фото: PinchukArtCentre © 2016. Фотограф: Наталка Дяченко.

 

У критиков, в отличие от художников и кураторов, — своя особая позиция. Они могут дать конструктивное мнение о работе, не поддерживая ни одного из ее участников. Но речь не об «это некрасиво». Если критика хорошо выстроена и четко показана, почему у этой работы есть недостатки, почему она провалилась, такое мнение важно для всех: художника, куратора, общества. Как куратору мне придется себя защищать, а критик будет мне отвечать. Общество тем временем сможет выстроить свое мнение по этому вопросу.

 

Очень трудно быть критиком — вам, скорее всего, не заплатят, не позовут на вечеринку (ведь вы всех критикуете).

 

Мне кажется, большая часть людей в Украине вдумчиво относится к искусству. Но если мы говорим о критике, мне не приходится ее часто встречать. Я разве что могу припомнить высказывания в Facebook. И то, что я встречаю,— это мнения. Для меня этого недостаточно, чтобы считать критикой. Она должна быть чем-то подкреплена, для нее нужны фундаментальные знания. Также нужна решимость вступить в борьбу с тем, у кого тоже есть знания. Диалог в этом плане интересен. Если его нет и есть монолог, то это скучно.

Выставка Саши Курмаза, Фото: PinchukArtCentre © 2016. Фотограф: Наталка Дяченко.

 

Что почитать:

Александр Ройтбурд: «Музей — градообразующее предприятие»

ТЕСТ: Что вы знаете про одесские музеи?

Талант & деньги: кто и зачем работает в креативной экономике

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться