#Учиться #Делать #Отдыхать

Стоп! Снято! Как создавался Одесский международный кинофестиваль

Наступление июля у одесситов ассоциируется не только с морем и солнцем. В июле уже 9-й год подряд проходит Одесский международный кинофестиваль. В преддверии значимого культурного события не только для нашего города, но и Украины, генеральный продюсер Юлия Синькевич поделилась деталями организации и тем, каково жить, когда твоя работа — смотреть кино.

Конференция 9-го ОМКФ в Одессе

 

Начало начал: концепция, бюджет и выбор города

Почему фестиваль укоренился именно в Одессе? Когда кинофестиваль только создавался, в Киеве на то время уже было три: «Молодость», КМКФ и DocuDays. На этапе формирования первой программы в нашу концепцию закладывалась фильмы с элементами юмора (ведь Одесса, как известно, — столица юмора). Потом мы поняли, что это ставит режиссеров в жесткие рамки: «Или ты снимаешь комедию, или нет». Главной целью было создать такую программу, которая бы соответствовала уровню культовых международных кинофестивалей.

Основная часть программы ОМКФ — это фильмы в жанре арт-мейнстрим. В нашем понимании это интеллектуальные фильмы, которые обладают уникальным режиссерским видением, оригинальной историей, и в то же время они должны быть понятны для нашей аудитории. Я часто слышала мнения, что на фестивалях показывают только мрачные артхаусные фильмы, — это не так. Даже если вы сняли комедию — она может обладать всеми вышеперечисленными качествами. Если в фильме присутствуют элементы юмора, для нашего фестиваля это плюс.

Команда ОМКФ 2017

 

Из всех прошедших фестивалей могу выделить ОМКФ 2014 года. Тем летом мы преодолели множество форс-мажорных факторов в связи с военными действиями в стране. Тогда нам пришлось принять другую философию: «Кинофестиваль — это не праздник, это возможность подумать о важных вещах и ценностях, возможность объединить людей».

Доходная часть бюджета ОМКФ (почти 2 миллиона евро) состоит из нескольких источников: нас поддерживают Госкино, Горсовет Одессы, Одесская обладминистрация, также это работа с коммерческими спонсорами и партнерами (их больше 100), продажа билетов и абонементов. Что касается грантов на проведение фестиваля, то их получать непросто (мы подавались на грант от «Креативной Европы», но получить его не удалось).

Команда ОМКФ 2017

 

Читайте также: «Культура і мистецтво – це завжди гра в довгу, без джекпотів сьогодні»

 

Просмотр фильмов — работа, а не отдых

Друзья часто говорят мне: «У тебя работа-мечта — смотреть кино». На самом деле это не так. Просматривая по 3-4 фильма в день, ты не можешь не включаться в процесс: эмоции переполняют, а досмотреть фильм нужно, даже если не хочется. Команда, которая отбирает кино для фестиваля, состоит из 6 человек (один фильм смотрит минимум 3 человека), перед фестивалем нам предстоит посмотреть около 1000 фильмов (прием фильмов длится с декабря по апрель, отбор происходит голосованием). Помимо фильмов-заявок на ОМКФ, наша команда смотрит фильмы на других международных кинофестивалях.

Уровень фильма определяет его положение — будет он гармонично смотреться в программе или нет. Международный конкурс отражает ситуацию мирового кинематографа, но в этой программе мы делаем акцент на тех фильмах, которые будут ближе украинской аудитории. Что касается сотрудничества с российскими режиссерами — с каждым годом эта дистанция становится все больше, да и независимого арт-хаусного кино в России очень мало.

Программный отдел Одесского кинофестиваля

 

Подготовка к кинофестивалю занимает у команды год, и отсчет начинается сразу же после окончания предыдущего.

 

У команды есть небольшой отрезок времени на отдых (у всех он может быть в разный период года) — и снова за работу. На момент проведения фестиваля у нас может быть до 150 человек сотрудников (не считая волонтеров). По срокам работы тоже у всех по-разному: от одного дня до года — если того требует организация. Когда мы отбираем людей в другие отделы (бухгалтерия, администрирование, PR) для нас на первом месте стоит личная мотивация, не финансовая, ведь это культурный проект. Бывает и такое, что человек слишком мотивирован просмотром фильмов, и тут задумываешься: а сможет ли он эффективно работать?

Фестиваль — это проект, который работает в сжатые сроки. Самый стрессовый период — за три недели до фестиваля: нужно запустить все необходимые объявления, программу, договориться обо всем, о чем еще не успели, и все это одновременно. Для меня наиболее сложно сформировать команду жюри — это люди, которые должны бросить все свои дела и посвятить 9 дней просмотру фильмов. Также это сложно и с точки зрения комплектовки — часто бывает так, что фестивальные фильмы судят люди с диаметрально противоположными вкусами. Были случаи, когда жюри часами не могли прийти к какому-либо компромиссу.

Фестивальная площадь

 

Кинокультура в Украине: путь к возрождению

Множество факторов влияет на восприятие фестивальных фильмов обществом, для некоторых людей и вовсе дико просто ходить в кино, чтобы посмотреть фильм. Одна из задач кинофестиваля — развивать культуру просмотра интеллектуальных фильмов. В Украине сейчас нет качественного образования в сфере кино. В университетах нет современной материально-технической базы, нет преподавателей-, практикующих кинематографистов. Нехватка образования привела к тому, что уровень украинского фильма не всегда такой, как хотелось бы. Если посмотреть на историю нового украинского кино, то ему примерно 8 лет. Мы начинаем этот отсчет с первого2010 год Одесского международного кинофестиваля.

Говорить о том, что у других фестивалей высокие требования к украинским фильмам, немного рано. Этот год показал, что украинские картины могут быть успешными в прокате (та же «Украденная принцесса»  режиссера Олега Маламужа, «Сторожевая застава» Юрия Ковалева, «Дзидзьо Контрабас» Олега Борщевского. Фильм «Донбасс» украинского режиссера Сергея Лозницы в Каннах получил награду за лучшую режиссуру. У украинского зрителя есть определенное отторжение отечественного кинематографа, ведь нашему зрителю знакомо, что такое разочарование.

Вообще, кинофестивали в мире — неприбыльные проекты. У них другие проблемы, несвязанные с получением прибыли: денег должно быть просто достаточно для организации события: не много и не слишком мало. Хотя Берлинский кинофестиваль, например, может обеспечить себе кассовые сборы более 50 % от бюджета — это очень хороший показатель. Расходы на инфраструктуру играют большую роль в формировании бюджета. Для Музкомедии мы везем в Одессу оборудование из Киева (экран, проектор, звук) — это одна из весомых статей нашего бюджета.бюджет ОМКФ 2 млн евро Нам было бы гораздо легче, если бы оборудование можно было арендовать в Одессе.

 

Материал подготовлен на основе встречи Ugly truth с Юлией Синькевич и программы Ивентер  от Shark Radio.

 

Что почитать:

Восстановление Воронцовского дворца: насколько аутентичной будет обновленная колоннада?

7 фактов о Большом Фонтане

Экопрокат: как в Одессе работает сервис аренды электрокаров

 

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться