#Учиться #Делать #Отдыхать

Лауреатка ОМКФ Тоня Ноябрева: «Если хочешь снимать — вставай и делай!»

В этом году на Одесском кинофестивале в категории «Лучшая режиссерская работа» победила Тоня Ноябрева с фильмом «Герой моего времени». ForshMag пообщался с украинской режиссеркой о съемочном процессе и любви к Одессе.

Она — одна из тех современных украинских режиссеров, которые делают кино, понятное всем. При этом совершенно не стесняется говорить о том, что ходит на рынок с «кравчучкой», покупает зелень у бабушек, ругается с работниками ЖЭКа и плохо понимает современное искусство. Знакомьтесь, Тоня Ноябрева.

 

«Режисер масових свят та видовищ»

Вы из творческой семьи: папа Илья Ноябрев — известный телеведущий, шоумен и режиссер, а мама Светлана Ноябрева — актриса. Обязывало ли вас это как-то при выборе профессии?

В детстве я хотела быть чекисткой. Не удивляйтесь, сейчас поясню. Взрослые тогда тоже делали большие глаза и думали, откуда у трехлетнего ребенка такое странное желание, родители ведь не из КГБ. «А что ты будешь делать?» — спрашивали меня. «Ну, как что, — отвечала я, — чеки на палочку накалывать». Я абсолютно советский ребенок! В то время ты приходил в магазин, рассчитывался на кассе, подходил за товаром в отдел, и твой чек накалывали на спицу. Меня это буквально завораживало. Родители исполнили мечту, сколотили такой инструмент — и я на него накалывала все бумажки в доме. В итоге стала режиссером.

Почему выбрали именно эту специальность?

Легче всего было поступить. Я окончила совсем «непрестижный» вуз, Киевский институт культуры, по специальности «режисер масових свят та видовищ». Так что концерты, парады, олимпиады — это все ко мне, можете обращаться. После окончания института я довольно долго работала на телевидении, прошла путь от младшего редактора «куда пошлют» до главного режиссера телеканала. А потом в моей жизни случилось кино — благодаря друзьям я попала на съемочную площадку. И влюбилась… Снимала рекламу, клипы, затем перешла на какой-то иной для себя уровень и сняла первую короткометражку. Ну, и закрутилось…

Тоня Ноябрева на ОМКФ 2018. Фото: пресс-служба фестиваля.

Часто приходится слышать, что снимать кино в Украине — дело неприбыльное и неблагодарное. Почему?

С полным метром, разумеется, сложнее — это всегда большая команда, большие затраты, гонорары, расходы на постпродакшн. Однако все свои короткометражки я снимала за свои деньги.

 

Сейчас при наличии современных технологий, мобильных телефонов, которые умеют не только снимать, но и здорово монтировать, отговорки «Я хочу делать кино, но у меня нет возможностей» просто смешны.

 

Если ты хочешь снимать — вставай и делай! Не нужно придумывать сюжет, требующий больших затрат (то есть точно не что-то историческое), достаточно рядовых, но цепляющих историй.

Одна из главных задач режиссера — собрать команду. Как ты выбираешь «своих» людей для проектов?

Мне везет их отыскать. Ни в одной профессии не бывает много талантливых незаурядных людей, поэтому постоянно ищу, присматриваюсь, выбираю и в итоге «рекрутирую».

Съемочная команда фильма «Герой моего времени». Фото: пресс-служба ОМКФ.

 

Что почитать: Из участницы в жюри ОМКФ: Екатерина Молчанова об украинском кино и советах молодым актерам

 

Невыдуманные истории из жизни

Твой первый полнометражный фильм «Герой моего времени» о «маленьком человеке», который ищет свою дорогу в жизнь. Откуда интерес к подобного рода персонажам?

Это я… По сути, я снимала о себе, потому как полностью отождествляю себя с главным героем Жориком. И то, что показала в фильме, я знаю не понаслышке: сидела в очереди в пыльных «доисторических» ЖЭКах, бывала в музеях современного искусства, ругалась с лифтерами, выносила горы мусора из своего подъезда — но снимаю обо всем этом с любовью и теплотой. Для меня красота — в этом уродстве.

Кадр из фильма «Герой моего времени»

Расскажи немного о процессе создания фильма. Как и кем писался сценарий? Сколько заняли съемки?

Сценарий я начала писать, когда у меня в подъезде меняли лифт. Дом высотный, в центре Киева, соседи стали оставлять мусор на лестничных площадках. А дальше смотрите фильм! Сам съемочный процесс длился около 30-ти дней. Да, очень быстро снимаю, в этом плане я стремительный, дисциплинированный и очень четкий человек, хотя с виду и не скажешь.

Как должен «раскручиваться» фильм? Что нужно делать, чтобы о фильме узнали за рубежом, чтобы у него была хорошая фестивальная история? Как этот механизм работал в твоем случае?

Мне сложно понять, где те ниточки, за которые дергают прокатчик, продюсер, пиарщик для того, чтобы о фильме узнали зрители. Моя задача как режиссера — снять такое кино, которое само себя смогло бы рекламировать. Знаете, это как хороший стейк — в приправах, соусах и специях не нуждается. Фестивальной историей короткометражек я занималась сама. У всех кинофестивалей на сайте есть раздел Application (подача заявок) — ты просто заполняешь форму и присылаешь линк на свой фильм. Когда я подавала короткометражку «День независимости», все было немного иначе: скопировала около сотни дисков, купила на почте конверты, написала от руки все адреса кинофестивалей (даже не перепутала) и выслала. От Парижа до Бильбао, от Тбилиси до Одессы.

 

Что почитать: Что вы знаете про Киру Муратову? (ТЕСТ)

 

С Одессой в крови

Кстати, что тебя так связывает с Одессой? Я наблюдаю за тобой в соцсетях, и, признаться, до недавнего времени была уверена, что ты одесситка, которая просто переехала в Киев.

После того как взорвался Чернобыль, мои родители-актеры переехали в Одессу. Мы жили на Базарной угол Маразлиевской, а лето проводили на даче на 10-й станции Фонтана. И это все «где вы сегодня делали базар», «ой, зачем вы шли сегодня на Привоз», «сегодня раки по три, но мелкие» я просто впитала кожей.

 

Мы с сестрой выросли в этом уставшем винограде, на залитых вечерним солнцем балконах и террасах, откуда доносится аромат печеных перцев и сочных персиков. Это настолько проникло в мою кровь, что многие до сих пор уверены в том, что я родилась и выросла в Одессе.

 

Хотя прожила здесь всего четыре года. Кстати, родная старшая сестра не захотела возвращаться потом в Киев и до сих пор тут живет. Так что в моих венах течет сливочное масло с Привоза и виноградный сок.

 

Что почитать

«Любовь и ее конечности»: BRATY Art Studio про стиль ОМКФ

5 цитат: життєва мудрість Ади Роговцевої

«Не переработка бумаги, а переработка смыслов»: как из ненужных чеков создавать арт-объекты

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться