#Учиться #Делать #Отдыхать

Из небытия: одесский фотограф возрождает забытые методы печати

Сегодня в мире методом oil print владеют около 20 человек. Наш разговор с Сергеем Чехом — об ушедшем в прошлое фотоискусстве.

Сегодня мало кто знает, что такое альтернативные или исторические методы печати фотографий. Тех, кто их практикует, — единицы. Фотограф Сергей Чех занимается такой печатью с 2005 года. Он с нуля восстановил один из них — oil print. Чтобы получить изображение, нужно полить акварельный лист желатиновой эмульсией, добавить специальный реактив и наложить на него негатив. Дальше осветить ультрафиолетом и промыть. Желатин приобретает слабо выраженный рельеф, на него нужно нанести слой литографической или масляной краски. Последний этап — формирование изображения с помощью кисти и валика: по его завершении появляется работа, которую уже невозможно повторить. 

 

Инструменты художника

История развития фотографии — это история технического прогресса и, соответственно, методов получения изображения. Со временем они улучшались, появлялись новые материалы и техники. Существует около 170 методов печати, из них 10 базовых. Мы получаем изображение с помощью тех же методов, которые применяли в ХІХ — начале ХХ века.

Фотографии, напечатанные историческими методами печати, существенно отличаются от современных — это не столь детализированное изображение, к которому мы привыкли. Это другой мир, другая энергетика. У них есть своя изюминка и прелесть. По моему глубокому убеждению, любое произведение искусства (фотография, живопись, графика) существует только в твердой форме: не в виде цифрового файла, а в виде листа, холста, доски. Все методы, которые я практикую, — в первую очередь инструмент для того, чтобы выразить идею.

Фотографии предоставлены Сергеем Чехом.

 

Цианотипия и печать с серебром

Новички начинают практиковать старые методы печати с самого простого — цианотипии. Чтобы получить изображение, надо покрыть раствором бумагу, положить негатив, осветить солнцем, снять его, промыть водой картинку — и она готова. Чтобы работать с ней дальше, нужно более глубокое изучение методов и приемов. Для серии работ «Территория забытых книг» я использовал метод цианотипии, чтобы получить эффект состаренного изображения.

С масляной печатью больше манипуляций. Надо приготовить отдельно бумагу, краску, провести целый процесс засветки, промывки и так далее. Мастер-класс занимает три часа, коротко объяснить это невозможно.

Фотограф Сергей Чех.

 

Сейчас работаю над еще одной техникой — фотогравюрой. На медную доску наносится фотоизображение. В результате получается клише, с которого печатаются фотографии.

 

Еще один из известных старых методов — мокроколлоидный процесс. С его помощью получаем фотографии на стекле. На чистое стекло нужно налить медицинский коллодий, а после этого опустить пластину в раствор серебра. Она становится светочувствительной, поэтому нужно работать в темноте или при красном свете. Главный момент — пока пластина не высохла, поставить ее в камеру и сфотографировать. Лучи света попадают на мокрый коллодий, и происходит химическая реакция. От момента заливки стекла до фотографирования должно пройти не более четырех минут. Главная особенность коллоида — очень детализированное контрастное изображение.

Такая фотография существовала в одном экземпляре. С обратной стороны она покрывалась черной краской и заклеивалась двумя стеклами. В таком виде она может храниться 200-300 лет. Потому и называется амбротип — от греческого «амброс» (вечный). Самые крупные коллекции амбротипов сегодня хранятся в Санкт-Петербурге, Кракове и Вене.

Фотографии предоставлены Сергеем Чехом.

 

Что почитать: To Hollywood from Ukraine — книга об украинцах в Голливуде

 

Oil print — честный и открытый

В специализированной литературе метод масляной печати упоминают как oil print, или метод Роулинза (G. E. H. Rawlins). Его практиковали до 1910 года, а потом забыли. Масляная печать — это не фотография в чистом виде, хотя она имеет фотографическое начало. Это смесь различных жанров и техник. Это и фотография, и графика, и живопись. Используя этот метод печати, я могу менять характер произведения, как его чувствую. Я не ограничен рамками негатива.

Задача мастера — получить именно то изображение, которое ты хочешь. Изображение можно менять, как угодно: начиная от жесткой плакатной графики и заканчивая мягкой пикториальной картинкой. Масляная печать интересна тем, что получить два одинаковые изображения невозможно. Если ты будешь печатать с одного и того же негатива два раза, получишь разные картинки, хоть у них и будет общий сюжет. Со временем человек нарабатывает свои приемы, появляется характерный для него авторский почерк. Например, я люблю графику, контрастное изображение, жесткость конструкции.

Многое зависит от настроения, с которым ты печатаешь. Если ты подходишь к этому с небрежностью, ничего не выйдет. Внутреннее состояние закладывается в бумагу и потом возвращается тебе и зрителю. Я владею многими методами, но этот — один из любимых. Он мне нравится своей честностью и открытостью.

Фотографии предоставлены Сергеем Чехом.

 

Что почитать: «Не переработка бумаги, а переработка смыслов»: как из ненужных чеков создавать арт-объекты

 

Три года экспериментов

Метод масляной печати я восстановил с нуля. Для этого потребовалось три года экспериментов, не считая тонны выброшенной бумаги и убитого желатина. Все началось в 2004 году. Мне нужно было участвовать в выставке, и я хотел напечатать несколько работ с городскими видами. Но я хотел получить определенное изображение, а методы, которыми я владел на тот момент, не позволяли это сделать в полной мере.

Копаясь в интернете по сайтам музеев и галерей, я увидел картинку с нужным мне характером изображения. Дальше был поиск информации — начиная техническими статьями в старых книгах и заканчивая архивами библиотек. Информацию собирал по крупицам. Единственное, что удалось накопать, — это несколько строчек с описанием принципа работы, но без всякой конкретики.

Я по образованию химик и решил: принципы есть — надо разрабатывать все остальное. И в течение четырех лет этот метод восстанавливался: были эксперименты, подбиралась рецептура и параметры. Тогда же я познакомился с прекрасными художниками, моими друзьями Максимом Железняковым и Михаилом Каламкаровым. Они тоже осваивали и разрабатывали этот процесс. Так началось цеховое общение, которое переросло в крепкую дружбу.

Фотографии предоставлены Сергеем Чехом.

 

Этот метод несложный, но он требует внутреннего настроя и понимания, чего ты хочешь. Он требует технической подготовки: надо понимать, какими техническими приемами надо пользоваться для достижения цели.

 

Учиться можно всем

Исторические методы сегодня практикует группа энтузиастов. Они есть в Украине, России, Европе. Большая часть информации об этих методах нами и собрана. Это хаотически сложившееся сообщество. Оно не закрыто — любой может написать, позвонить, прийти в гости и задать интересующие вопросы. Общение часто переходит в цеховое-коллегиальное.

На сегодняшний день свободно владеющих масляной печатью фотографов не больше 15-20 человек в мире. Мы не охраняем эти знания как тайный орден, но практику заменить не можем. Если человека заинтересует этот метод, лучше посетить мастер-класс. Это сэкономит три-четыре года жизни. Для установки крепкого технического уровня может потребоваться полгода практики.

Не обязательно быть опытным фотографом. Достаточно обладать художественным вкусом, а он — врожденный. Можно обладать лучшей аппаратурой, но при этом получать чудовищный результат. Именно это мы наблюдаем иногда на городских выставках. Поэтому невозможно дать однозначную рекомендацию: у тебя получится печатать, а у тебя — нет. Но научить можно.

Фотографии предоставлены Сергеем Чехом.

 

Живая история

Сейчас я пытаюсь написать книгу — техническое руководство по различным методам печати. Очень хочу, чтобы мы сохранили и развили это направление, потому что это живая история и фантастический арсенал для любого художника-графика.

Возрождение интереса к старым камерам, оптике и печати можно объяснить тем, что люди наелись синтетической пластмассы, которая получается в результате манипуляций с цифровым изображением. Они перенасытились и хотят другого. В 2014 году мы привезли в Италию более 150 работ, напечатанных историческими методами. Люди приезжали со всей страны, говорили: «Мы об этом читали, но никогда не видели». А когда они узнали, что мы покажем, как это делается, организатору не хватило места в студии. В Украине интерес к этой теме тоже постепенно возрождается. То, что делаю я как автор, мои друзья и ученики, сегодня в Одессе не делает никто. Да и в Украине большинство авторов, использующих метод масляной печати, — мои ученики.

Фотографии предоставлены Сергеем Чехом.

 

Что почитать:

«Сломанное руководство» Алека Сота: эволюция творчества фотографа Magnum

Лауреатка ОМКФ Тоня Ноябрева: «Если хочешь снимать — вставай и делай!»

ТЕСТ: Какой ты пиарщик?

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться