#Учиться #Делать #Отдыхать

Разрушать, не строить: как защитить памятники и скульптуры от вандализма

Одесский кейс и мировые практики.

В этом году уже дважды были похищены (и не найдены) скульптуры котов, появившиеся недавно в центре Одессы. Первой жертвой стал кот Михаила Жванецкого Морис, которого оторвали от подоконника возле Всемирного клуба одесситов на ул. Маразлиевской. Потом неизвестные похитили кота-геймера в переулке Маяковского. Он не успел простоять и месяца на своем месте — уютной скамейке возле магазина гаджетов.

Вандализм в отношении памятников, памятных мест и знаков известен давно и имеет под собой разную мотивацию. В данных случаях памятники были максимально нейтральны, аполитичны и не могли никого оскорбить, поэтому сложно подразумевать какую-то политическую или идеологическую основу.

 

Как защищают памятники в мире

Даже, казалось бы, благополучные страны имеют проблемы в этой сфере. Один из лидеров австралийских консерваторов Дэннис Худ в августе 2017 года выступил с идеей ужесточить наказание за вандализм. Он выдвинул идею, что штраф в 50 000 австралийских долларовэто около 1 млн грн или тюремное заключение до двух лет могут остановить потенциальных разрушителей. До этого осквернители общественных мемориалов отделывались штрафом около 7 500 австралийских долларов.

Похищенный кот Морис возле всемирного клуба Одесситов, автор Татьяна Штыкало

 

В Индии также пытаются бороться с вандалами штрафами, но это не особо помогает. В качестве причины называют некомплект штата «археологической полиции»в частности, только в столице Нью-Дели вакантны 222 места. Правда, ужесточение мер по отношению к вандалам налицо: штрафы повысили с 5 000 рупий до 1 млноколо 393 тысяч грн, также разрушителям памятников грозит тюремное заключение до двух лет до 2010 года максимальное тюремное заключение за порчу памятников было определено в три месяца. Для охраны памятников истории в Индии привлекают частные охранные фирмы.

В большинстве стран Западной Европы за порчу памятников предусмотрен штраф, а в исключительных случаях — даже уголовное наказание. Иногда современные городские монументы не имеют статуса исторического памятника: в Италии к достоянию истории и культуры не относят произведения здравствующих авторов, а также произведения, с момента создания которых прошло менее 50 лет.

Похищенный кот-геймер в переулке Маяковского

 

Читайте также: Карта скульптур: где найти одесских котов?

 

Защита памятников и монументов: камеры, охрана, GPS-маячки

Памятники портят не только в Одессе. В прошлом году в Киеве установили камеры наблюдения, чтобы защитить некоторые монументы от преступного «внимания».

«Камеры видеонаблюдения будут установлены возле памятников Владимиру Великому, Николаю Щорсу и Мемориалу Вечной Славы. Эти камеры будут подключены к общегородской системе видеонаблюдения. Планируется, что камеры будут защищать памятники от вандализма», — сообщают в Киевской городской администрации.

Как защищают локальные памятники в Польше? Например, во Вроцлаве внутрь скульптур гномов помещают GPS-передатчики. Несмотря на это, маленькие статуэтки воруют с завидной регулярностью. Всего во Вроцлаве расположено около 400 небольших фигурок гномов, им даже посвящен отдельный сайт. Однако не помогают даже самые современные способы защиты этих памятников — гномов все равно воруют или они страдают от вандализма.

 

В самой Одессе памятники, которые подвергались нападению, охраняются. Речь идет, в частности, о памятнике основателям Одессы на Екатерининской площади. Вблизи монумента круглосуточно дежурит наряд государственной охранной службы. Часть памятников контролируется камерами наружного наблюдения, но это не предотвращает от их кражи.

 

Что касается одесских скульптур котов, то, по словам Татьяны Штыкалоскульптора и их автора, они будут восстановлены в течение ближайших месяцев. Однако защитить их от возможных повреждений в будущем крайне проблематично. Неоднократно отмечалось, что новые городские скульптуры сделаны из полимерной глины и только напоминают металл: они не должны быть интересны охотникам за цветным металлом. Правда, сомнительно, что их похитители будут читать описание к фигурам. В свою очередь одесский архитектор Николай Чепелев, уверен, что изменение визуальной составляющей скульптуротказ от модификаций «под металл» может снизить привлекательность монументов в глазах потенциальных похитителей.

 

Что почитать:

Малі видавництва: жити чи виживати?

Koktebel Jazz Fest 2018: как прошел фестиваль в Черноморске (ФОТО)

Когда игра — это целая жизнь: интервью с разработчиком

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться