#Учиться #Делать #Отдыхать

Украинские музеи: проблемы финансирования, грантов и содержания экспозиции

В рамках Фестиваля идей в галерее Invogue прошла дискуссия по вопросам развития украинских музеев. В ней приняли участие художник и директор Одесского художественного музея Александр Ройтбурд и менеджерка по коммуникациям Creative Europe Desk Ukraine Ксения Калина. Модератором дискуссии выступила музыковед и преподавательница консерватории Анна Гадецкая.

 

«Музеефикация искусства в Украине даже не начиналась»

Конкретный кейс Одесского художественного музея. Он был основан 119 лет назад. Основа экспозиции — около 1 000 единиц хранения. Практически все время, не исключая годы гражданской войны, шло пополнение фондов. Музей пострадал в годы оккупации: румыны вывезли ряд значимых работ, часть была уничтожена. Тем не менее самые большие потери нанесены в мирные годы — неизвестно куда пропала коллекция авангарда.

 

Александр Ройтбурд безжалостно поставил «диагноз» украинской музейной сфере: это почти 30 лет без пополнения фондов, потеря целого пласта визуальной культуры.

 

Сейчас Одесский художественный музей — это порядка 10 000 экспонатов, но все то же по размерам помещение. По словам Александра Ройтбурда, в 1950-1980-е годы музей закупал в основном произведения идеологически проверенных авторов. Это создавало дисбаланс при построении экспозиции. Фактически авангардное искусство оставалось вне музейных стен.

Последние 30 лет украинские музеи вообще централизованно не покупают новые экспонаты. Все, что сейчас есть, — это разовые закупки и инициатива частных спонсоров, которые пытаются музеефицировать современность. В Одессе — это пример негосударственной институции Музея современного искусства Одессы, где можно увидеть работы одесских художников.

 

Читайте также: ТЕСТ: Что вы знаете про одесские музеи?

 

Свежая кровь: сотрудники и экспозиция

Необходимость реформы системы музеев в Украине назрела давно. Исходящее положение: государство должно понять, что создание новых музеев и поддержание работы уже существующих — это такая же политика, как и финансирование систем здравоохранения, образования и т. д. Пока что культура финансируется по остаточному принципу, а музеи, в частности, полностью лишены финансовой самостоятельности.

Александр Ройтбурд, музейная дискуссия. Фото: Станислав Кинка.

 

Александр Ройтбурд приводит пример: в Одесском художественном музее все сотрудники (кроме пяти человек) получают минимальную заработную плату (около 3 700 грн). Такая политика не может привлечь квалифицированных и молодых сотрудников в музейную сферу.

Музей должен получить автономию по университетскому принципу. Соответственно должен измениться и принцип финансирования музея. Прежде всего, музеи должны доказать свою состоятельность, получить государственную поддержку или перейти на самоокупаемость, а может, слиться с иными музеями, чтобы иметь больше возможностей для развития. Похожая музейная реформа была проведена в Грузии, но об этом чуть позже.

 

Гранты для музея

Реформа музея подразумевает, что значительная часть средств в музеи будет поступать от грантов. Ксения Калина в свою очередь отметила, что в украинских музеях нет традиции работы с грантодателями. Если общественные организации этап прошли давно и хорошо ориентируются в этом поле, то музеи, скорее всего, должны будут объединять свои усилия, чтобы работать со специалистами в сфере грантов.

Музейная дискуссия. Фото: Станислав Кинка.

 

Подобная система существует в той же Грузии. Там объединили 15 национальных музеев: теперь многие менеджерские функции нет необходимости делегировать каждому музею, а в них — конкретному представителю, так как достаточно иметь одного специалиста. Большой минус, что практически не существует грантов на инфраструктуру. Чаще всего гранты ориентированы на решение какой-то локальной конкретной проблемы.

Также важный пункт работы музеев — это поиск внешней помощи. У многих музеев есть возможность наладить отношения с дипломатическими представительствами различных стран и получать от них поддержку.
О грантовых возможностях, которые предоставляет «Креативна Європа», лучше посмотреть на официальном сайте проекта.

 

От общего — к локальному

Александр Ройтбурд затронул и ближайшее будущее Одесского художественного музея. В планах — обновить освещение в музее, привести в надлежащий вид выставочный зал и заняться подземными помещениями, которые сейчас практически не используются. Более масштабные и далеко идущие планы — выйти на склоны, переосмыслить всю музейную экспозицию, уйти от водораздела 1917 года, отдать второй этаж под соцреализм, сакцентироваться на авангарде 1960-1970-х годах и сделать музей несколько менее «одесским».

Одесский художественный музей

 

Что почитать:

Бйорн Гельдхоф, PinchukArtCentre — о хорошем вкусе, которого не существует

Александр Ройтбурд: «Музей — градообразующее предприятие»

Талант & деньги: кто и зачем работает в креативной экономике

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться