#Учиться #Делать #Отдыхать

Медиа и технологии в музее: обзор успешных проектов

Мы побывали на лекции основательницы пространства Port creative hub Кати Тейлор в Одесском художественном музее и записали основные тезисы ее выступления, посвященного мультимедиа и современному музею.

Мультимедиа не могут и не должны быть главной составляющей деятельности музея. Это всего лишь инструмент, чтобы привлечь дополнительных посетителей. Тем не менее современные музеи используют мультимедиа, чтобы презентовать себя, ответить на вызовы и тем самым привлечь к себе внимание и посетителей.

 

Конкурируйте со всеми

Музею важно попадать в онлайн-афиши. Он теперь не просто хранилище экспонатов, но и место для проведения единичных тематических мероприятий, место для «культурных и зрелищных услуг», по словам социолога Александра Бибкова.

 

«Вы не конкурируете с другими музеями и галереями, вы конкурируете с любыми событиями, которые происходят в одно время с вами».

 

Иногда и сам музей может стать афишей

 

Не бойтесь быть смешными

Музей не всегда может быть серьезным, а иногда ситуация, которая возникает в социальных сетях, только подстегивает музейщиков к нестандартным решениям. Бельгийские музеи практически не могут «продвигать» многие работы в социальных сетях, так как они (в данном случае в Facebook) «банят» за публикацию голых тел. Это признанные шедевры живописи фламандских мастеров XVII века, в том числе всемирно известного Рубенса. Так возник небольшой видеосюжет Rubens vs Social Media.

 

Не застревайте в шаблонах

Новая инсталляция в музее может вдохнуть новую жизнь в старое пространство. Примером может стать Музей современного искусства в Гамбурге в здании старейшего железнодорожного вокзала. С начала XX века он функционировал как музей транспорта, а в конце 1990-х годов сменил профиль на Музей современного (после 1960 года) искусства.

Музей современного искусства в бывшем вокзале Гамбурга

 

Читайте также: Музейный имидж: как его создать, и что сделать, чтобы не потерять

 

Выходите за рамки своей специализации

Чтобы отметить новую выставку в Фонде Луи Виттона в Париже «Иконы современного искусства: коллекция Щукина», лондонский режиссер Эндрю Маргсетон предложил зрителю пройти по экспозиции вслед за современным танцором из Мемфиса Лилом Буком.

 

Не показывайте историю, как она есть, переосмысляйте ее

В 1985-1989 годы строили стеклянную пирамиду Лувра в Париже. После завершения строительства именно пирамида превратилась в основной вход в Лувр, а три пирамиды меньшего размера выполняют функцию светового фонаря. Вначале проект критиковался и не принимался, но сейчас он отлично вписывается в ландшафт самого популярного художественного музея мира.

Стеклянная пирамида Лувра ночью

 

Конечно, надо взвешивать все «за» и «против», рассчитывая, насколько важен контекст и готово ли общество к подобным экспериментам. Общая тенденция передовых западных музеев: со спорными и неудобными темами необходимо работать.

 

Весной 2018 года в Музее современного искусства в Париже (Palais de Tokyo) провели экскурсию для нудистов. Акцией заинтересовались около 30 000 человек, а поучаствовали 162 человека. Экскурсии проходили по экспозиции франко-алжирской художницы Жаклин Боэйн, посвященной политической борьбе и сопротивлению.

Музей современного искусства в Париже и его голые посетители

 

Используйте технологии

В 2017 году открылся Лувр в Абу-Даби (ОАЭ). Он обошелся в сумму от 600 млн до 1 млрд евро. В экспозиции этого музея, расположенном на искусственном острове Саадият, есть немало оригинальных работ из парижского Лувра, включая полотна Леонардо Да Винчи, Анри Матисса, автопортрет Винсента ван Гога, картины Жака-Луи Давида и Клода Моне.

Но более интересен сам комплекс зданий, который был построен специально для музея и создает уникальный микроклимат для посетителей. Кроме того, в аравийском Лувре применяются современные формы аудиовизуального сопровождения посетителей, которые исследуют экспозицию.

Открытие Лувра в Абу-Даби, 2017 год

 

Сделайте людей не зрителями, а участниками

Соучастие в некоем действии дает значительно больше впечатлений, чем созерцание. Практика вовлечения зрителя / посетителя получила свое распространение только во второй половине XX века, начиная с хэппенинга. Сербская художница Марина Абрамович экспериментирует со зрителем с 1970-х годов. В 2010 году она провела перформанс «В присутствии художника». Во время выставки все желающие могли посмотреть в глаза художнице, которая проводила в музее каждый день.

Перформанс Марины Абрамович «В присутствии художника», Музей современного искусства Нью-Йорка, 2010

 

Используйте интерактивы

Современные технологии позволяют значительно увеличить охват потенциальных посетителей музея, вовлекая их в социальных сетях, например, Instagram. У инстаграм-аккаунта нью-йоркского МоМА 4 млн подписчиков. Здесь не только фото, но и большое количество видеоконтента. Представлены как экспонаты, выставки, так и фрагменты лекций, встреч, концертов.

 

Читайте также: Арт-гид ноября: греемся в музеях от соприкосновения с прекрасным

 

Переосмысливайте подачу сложной темы

Таким примером может служить экспозиция Парка коррупции, открытого 1 июня 2018 года в Киеве. Там в предельно понятной форме и на конкретных примерах рассказывалось о коррупции, ее проявлениях в Украине. Материал и информация были собраны в девяти комнатах-пузырях, которые символизировали пустые обещания. Там можно было увидеть настоящие изъятые вещи, а элемент интерактива позволял самому поучаствовать в «обыске» квартиры коррупционера.

Парк коррупции в Киеве, визуализация

 

Мыслите масштабно

Музей может присоединить или солидаризироваться с событиями, которые проходят в социуме. Музей Гуггенхайма поместил фотографию внутреннего помещения музея в радужных цветах, солидаризируясь таким образом с прайдом, который проходил в Нью-Йорке.

Скриншот инстаграм-аккаунта Музея Гуггенхайма

 

Что почитать

Читайте также: ТЕСТ: Что вы знаете про одесские музеи?

«Музей для всех, но бан сильнее»: как построить отношения с посетителем в соцсетях

Украинские музеи: проблемы финансирования, грантов и содержания экспозиции

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться