#Учиться #Делать #Отдыхать

Политика памяти в Украине и вокруг Украины. Проект Никиты Кадана «(не)означені»

Переосмысление феномена насилия через визуальное погружение и тексты.

В Музее современного искусства Одессы до 16 декабря проходит выставка Никиты Кадана «(не)означені». Это авторская интерпретация выставочного проекта, который сочетает в себе визуальную составляющую и тексты исследователей, посвященные насилию, войне и массовым экзекуциям. В 2017 году выставка демонстрировалась в Центре городской истории во Львове.

 

«Этот проект неудобен всем»

«Для меня очень важно показать этот проект в Одессе. Это место чрезвычайных исторических сложностей, место массового насилия в прошлом и в новом времени, место конфликта памяти и постоянного сосуществования этого конфликта», — говорит Никита Кадан.

Кто такой Никита Кадан?
Художник и скульптор Никита Кадан родился в 1982 году в Киеве. Он представлял Украину на Венецианской биеннале (2015). Соорганизатор проекта «Худрада».

 

Экспозиция создана на основе опыта автора, его столкновении с изображениями, которые можно двойственно толковать. В экспозиции используются изображения жертв погромов, экзекуций в политической борьбе.

Никита Кадан
художник

Я начал работать над этой темой в начале 2016 года. Мне попались изображения жертв массового насилия на украинской территории в 1930-1940-х годах. Эти фотографии циркулируют в разных источниках под разными подписями. Фотографии с жертвами акций поляков на Волыни подаются в самой Польше как жертвы акций УПА. И наоборот. Я работал с этой двойственностью. Также я разбирался с ситуацией политики памятников в Украине и вокруг Украины. Это разные подходы, это формирование новой монополии на память, и это разный уровень гражданского общества в этих странах (прежде всего речь идет о Российской Федерации и Польше — авт.). Проект — это мой акт сопротивления политизации политики памяти в Украине.

Автор признается, что проект неудобен всем: и условно пророссийской части общества, и историографии, и части национального дискурса.

«Я рассчитываю на аудиторию, которая хочет находиться не в закрытом пространстве готовых ответов, которые нам предоставили профессионалы идеологического конструирования. Этот проект — пространство открытых и болезненных вопросов: кто мы есть? какое прошлое нас создало? за какое прошлое мы несем ответственность?».

 

Что почитать: Музейный имидж. Как его создать, и что сделать, чтобы не потерять

 

Искусство для размышлений

«Выставка — это композиция, состоящая из разных элементов. На нее надо смотреть не как на собрание отдельных картинок, но как на комплекс», — подчеркивает Никита Кадан.

 

Экспозиция состоит из трех серий работ, нескольких одиночных произведений и текстов. Все они находятся в равном положении.

 

Директор МСИО Семен Кантор отзывается о выставке: «Это, прежде всего, произведение искусства. Произведению искусства легче верить, чем лектору. Этот проект должен перебросить мостик [между искусством и наукой] и заставить думать».

Тексты подталкивают к размышлению. К анализу уже увиденных образов. И главный посыл выставки — это вовлечь посетителя в разговор о тяжелых и страшных темах, которые являются историей как для украинцев, так и для поляков и иных народов. Одни были подвергнуты насилию (евреи), другие активно или опосредовано принимали в этом участие.

«Мы хотим пригласить зрителя посмотреть на эти большие, страшные и трагические события с перспективы места и конкретных людей, когда сложно становится манипулировать. Одним из источников манипуляции является использование жертв, использование фотографий жертв», — говорит София Дяк, кураторка выставки.

 

Что почитать: Осознанность и творческие практики в повседневной жизни

 

Женская жертва

Одну из экскурсий по экспозиции провела Джессика Зыхович (Jessica Zychowicz), исследовательница, переводчица, антропологиня из Канады. Ее фокус — фиксация женской жертвы в работах Никиты Кадана. Если присмотреться, то женская жертва далеко не всегда появляется в освещении тех или иных трагических событий. Часто фиксация осуществляется на уровне тех людей, которые имеют власть или статус в обществе. Визуальная составляющая выставки Никиты Кадана как раз вписывает в контекст женскую жертву, на чем делает свой акцент Джессика Зыхович.

Джессика Зыхович также подготовила текст «Невыносимая тишина», который помещен наравне с другими в специальной комнате, что переводит посетителя от созерцания визуального ряда к анализу текстов, посвященных насилию в XX веке.

 

«И наша тишина также невыносима», — заканчивает свой текст исследовательница, и это звучит призывом к исследованию и разговору о табуированных темах, к которым до последнего времени относилась гендерная тематика в исследовании истории войны, насилия.

 

 

Что почитать: Общественный бюджет Одессы. Какие проекты получат финансирование?

 

Образовательная программа и одесский контекст

Проект не ограничивается выставкой в МСИО. Для Одессы была составлена специальная образовательная программа, которая будет реализовываться постепенно до середины декабря.

«Для Одессы это событие и возможность „запустить“ очень серьезный разговор. Естественно, что для нас было важно предложить разговор на темы, соприкасающиеся с проблематикой выставки „(не)означені“. Захватить местные контексты, проговорить непроговоренные моменты из местной истории. Мы попытаемся активизировать несколько тем, которые касаются и художественной литературы, и проработки нашего собственного прошлого. Попытаемся вывести наше прошлое из того поля, где оно выступает в качестве оружия», — говорит Оксана Довгополова.

Фото: Станислав Кинка.

 

Программа проекта

  • 30 ноября, 19:00. «Жизнь вокруг оккупации. Опыт Одессы». Разговор историков Александра Бабича и Артема Филипенко. Терминал 42, ул. Ришельевская, 33.
  • 1 декабря, 16:00. Лекция кураторки Александры Тряновой «Реенактмент в современном искусстве как метод противодействия коллективной травме». Музей современного искусства Одессы, ул. Леонтовича (Белинского), 5.
  • 7 декабря, 18:30. Лекция литературоведа Анны Улюры «Как через переводную прозу украинская литература учится писать о травме». Impact Hub Odessa, зал Seattle (3 этаж), ул. Греческая, 1а.
  • 8 декабря, 16:00. Показ фильма «Картины мира и подписи войны», реж. Харун Фароки (Германия, 1988). Язык — английский с украинскими субтитрами. Возрастные ограничения: 18+. Музей современного искусства Одессы, ул. Леонтовича (Белинского), 5.
  • 14 декабря, 18:30. «Топография памяти» Мартина Поллака. Impact Hub Odessa, зал Helsinki (3 этаж), ул. Греческая, 1а.
  • 15 декабря, 16:00. Обзор экскурсии с художником и писателем Юрием Лейдерманом. Музей современного искусства Одессы, ул. Леонтовича (Белинского), 5.
  • 16 декабря, 17:00. Завершающая беседа с Никитой Каданом и Юрием Лейдерманом «Произведения, которые (не) меняют представление о прошлом». Музей современного искусства Одессы, ул. Леонтовича (Белинского), 5.

 

Что почитать

Медиа и технологии в музее: обзор успешных проектов

7 домов с морскими символами

Как застраивалась Аркадия последние 13 лет (карта)

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться