#Учиться #Делать #Отдыхать

Из Греции в Одессу: почему мифы древнего мира до сих пор актуальны в современном театре

Почему современные театралы продолжают браться за греческие мифы рассказывает греческий режиссер Стаматис Эфстатиу.

Грек Стаматис Эфстатиу создает в Одессе и Киеве альтернативную театральную школу. Его методика обучения заключается в исследовании человеческого потенциала актера, а не только в изучении методик и инструментов актерской игры. О своем видении современного театра он рассказал ForshMag.

 

Школа не просто для актера, а для человека

За последние шесть лет я провел много мастер-классов для актеров в СНГ — Россия, Беларусь, Украина. Много связей с этим регионом. А сейчас в Одессе и Киеве создаю альтернативную школу. Актер, режиссер, перформер — я сочетаю в своей работе все эти роли. Но мне интересно работать и как тренеру. Через тренировки готовлю актеров к работе над спектаклями.

 

Меня всегда интересовали не школы, а конкретные преподаватели. Особенно в Польше сильны авангардные течения в театре. Побывал в Сербии, Германии. Так появилась моя собственная система.

 

Альтернативная школа THEA-tr-ANTHROPOS (anthropos переводится как «человек») — попытка глубоко и долгосрочно работать с актерами. В этом мне помогают Андрей Утенков (Одесса) и Алена Гавриленко (Киев) — именно они мотивировали меня открыть школу в Украине. Эти люди — костяк команды.

Мы развиваем театр взаимосвязей. Есть вечные темы — ожидание, утопия, сакральное, любовь. Они касаются всех еще с древних времен и до современности. Моя система работы с актером — тренировки, которые можно применить как на сцене, так и в жизни. Театр взаимосвязей соединяет искусство и качества реальной жизни. Цель — не только создавать продукты (постановки — прим.), но и показать, как искусство может менять уровень жизни. Есть опасность, что многие свяжут это направление с терапией, но я, скорее, говорю о саморазвитии актеров как личностей.

Обычно в актерских школах работают разные преподаватели с разными подходами. Как по мне, важно углубиться в одну систему. В отличие от традиционных школ, где структура из года в год не меняется, в THEA-tr-ANTHROPOS будет предлагаться уникальная программа, идея.

 

Что почитать: Путешествие в Азию. Как перезимовать на другом конце планеты

 

Актер-философ, или Сознание новичка

Традиционные театральные школы дают техники, знания. Но не так много внимания уделяется актеру-человеку. Мне интересно, чтобы актеры учились размышлять и не были просто пластилином в руках режиссера. Пусть они станут немного философами, занимающимися духовностью, саморазвитием. Поэтому я говорю об актере-человеке, а не только об актере.

 

Актерское мастерство связано с чувственностью. На 90 % мы ощущаем и познаем мир глазами. Но есть тело, уши, обоняние, интуиция. В театральной мастерской ты развиваешь все эти качества тотально.

 

Для актера ценно сознание новичка. Смотреть, как устроен мир свежим взглядом. Если ты делаешь то, что уже знаешь, — это прошлое. Задача театра — здесь и сейчас открыть начало этого мира. Идеально, если актер может совмещать философскую глубину и энергию дикого животного. У многих актеров есть потенциал, но нет терпения. Признак нашего времени — актеры теряют терпение. Нужно время… Тогда есть развитие.

 

Что почитать: Публичное одиночество в библиотеке. Спектакль «Диалоги» о роли тишины и молчания

 

Греческий театр: драма XXI века

Театр в Греции, как и все области, страдает из-за кризиса. Много молодых актеров делают что-то свое. Но насколько количество связано с качеством? Я все чаще путешествую и все реже бываю в Греции. В Украине еще не был на спектакле.

Работа с мифами увлекательна. Неудивительно, что греческие мифы часто ставят разные режиссеры. Интересно показать изменение мифа в современном мире. В эпосе человек может найти все ответы на вопросы. Современный человек встречается с таким же прекрасным, как люди тогда, — любовь, смерть, власть… Только другие рамки, другой язык.

Я больше предпочитаю камерные спектакли. А если много людей, сложнее передать задумку. Все слишком массивно. В камерном спектакле есть ощущение семейности. Минималистичные постановки, где зритель может почувствовать актера, — это мне интересно.

 

Все говорят, что театр умирает. Технологический прогресс, смартфоны, развлечения, виртуальная реальность отнимают у нас больше времени. Но, как по мне, театр в наше время нужен больше, чем раньше.

 

Сейчас, кажется, не нужно ничего, кроме маленького экрана смартфона. Он делает все, кроме массажа (смеется). Театр напоминает человеку, насколько ему нужно жить здесь и сейчас. Театр учит наблюдать за процессом, быть на 100 % с партнером. Театр связывает актера, а дальше зрителей с их корнями. Эта связь помогает жить здесь и сейчас. Театр — это тоже иллюзия, но которая создается здесь и сейчас. Чувствуешь актера, нюхаешь актера — это живой процесс. Есть поток, есть кровь. Если останавливаешь поток, он умирает. Каждая секунда важна.

 

Что почитать: Искусство в карман не положишь. Как превратить джинсы в шедевр

 

Планы на 2019 год: одесская Одиссея

Весной 2019-го фокус будет на древнегреческом рассказе об Одиссее. В итоге обучения будет постановка в Одессе, а в Киеве проведем несколько воркшопов.

 

Одиссея в своем названии перекликается с Одессой. В вашем городе есть порт, связь с греческой культурой — здесь большая община.

 

Мне интересно, чтобы школа стала международной: принимать людей из разных частей мира с разным культурным багажом. Мне всегда была интересна международная рамка — соединять актеров с разными культурами.

 

Что почитать

7 фактов об Оперном театре

Режисер Іван Уривський — про творчий потенціал Одеси: «Я хочу ходити щовечора до театру і дивитися щось цікаве»

Максим Голенко — о театре без мишуры: «Люди платят за ощущения»

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться