#Учиться #Делать #Отдыхать

Стартовал конкурс по благоустройству сквера в центре Одессы

Летом этого года группа архитекторов и урбанистов из Ассоциации архитекторов Одессы (далее ААО) и организации Urban Inst взялась за проведение первого открытого архитектурного конкурса по благоустройству этой территории.

На карте Одессы есть немало скверов, парков и зеленых зон, которые не выполняют своих функций, заброшены и пришли в упадок. Такой участок находится в шаговой доступности от главных одесских достопримечательностей: Приморского бульвара, памятника дюку де Ришелье, Воронцовского дворца, Оперного театра.

 

Конкурс — это инструмент, а не цель

Нельзя сказать, что архитектурные конкурсы не проводились ранее, но после начала реформы децентрализации их стало больше. Причина проста — у местных бюджетов появилось больше средств, чтобы развивать общественные пространства и объекты социальной инфраструктуры.

Николай Чепелев, архитектор

 

«Конкурс — это инструмент, а не цель. Часто им не умеют пользоваться и не очень понимают, зачем он. Почему нельзя просто заказать проект у какого-то „хорошего“ архитектора и работать дальше, сэкономив деньги и время на проведение конкурсной процедуры?

Дело в том, что конкурсная программа отличается от работы конкретного специалиста тем, что проводится тщательная подготовка по исследованию местности, на которой будет проходить проектирование. Формулируется техническое задание, которое позволяет итоговому проекту быть более качественным», — говорит Николай Чепелев, архитектор, один из организаторов открытого архитектурного конкурса по скверу Жанны Лябурб.

 

Суть конкурсной процедуры — не дать проектанту только карту «пятисотку» (топографический план в масштабе 1 к 500), а снабдить его как можно более полной информацией о пространстве, на котором будут производиться работы.

 

Одесские архитектурные конкурсы: какие они?

В Одессе есть несколько примеров проведения конкурса на благоустройство публичного пространства. Часть из них прошла формально. Так, несмотря на поданные проекты, победитель не был определен в конкурсе по благоустройству парка им. Т. Шевченко.

 

Проблема архитектурных конкурсов в Украине заключается еще и в том, что далеко не все проекты победителей потом реализуются в полном объеме.

 

Греческий парк, который был анонсирован как реализация конкурсного задания, был выполнен совершенно другими проектантами. В данном случае это даже плюс (проект-победитель предполагал застройку части территории парка бутиками и другой коммерческой застройкой). Но остаются большие вопросы, как проекту, который нарушал градостроительные ограничения, вообще могли присудить первое место.

Нынешнее состояние склонов под бульваром Жванецкого. Автор фото: Станислав Кинка

 

Что же будет со сквером Жанны Лябурб? По словам архитектора Николая Чепелева, в данном случае все мероприятия по подготовке к проведению конкурса взяли на себя архитекторы из ААО и урбанисты из Urban Inst.

«Фактически мы помогаем городу организовать конкурс в том виде, в котором мы считаем правильным. Это необходимо, чтобы показать городу саму практику проведения открытого архитектурного конкурса и для того, чтобы случае успеха такая практика стала регулярной», — говорит Николай Чепелев.

В данном случае городские власти уже утвердили проведение открытого архитектурного конкурса решением сессии Одесского городского совета и выделили 300 000 грн в качестве призового фонда проектам, которые займут первые три места на конкурсе.

Исследования и подготовительный этап конкурса был проведен без привлечения бюджетных средств.

 

Исследование формирует техническое задание

Летом началось масштабное исследование сквера Жанны Лябурб, чтобы дать более точные вводные участникам конкурса. Все этапы исследования уложились в летне-осенний период и были презентованы 1 декабря 2018 года в пространстве 4City для всех желающих.

Нынешнее состояние склонов под бульваром Жванецкого. Автор фото: Станислав Кинка

 

О каких исследованиях идет речь?

В исследовании проанализировали градостроительную документацию, транспортную ситуацию и определили планировочные ограничения.

«В ходе этого исследования мы систематизировали данные из разных источников. Это делается для того, чтобы проектировщик не ушел в нереальную сторону, а проектировал согласно нормам, которые диктует градостроительная документация. Мы проводим эту часть работы, чтобы конечный результат был более качественным», — подчеркивает Николай Чепелев.

Нынешнее состояние склонов под бульваром Жванецкого. Автор фото: Станислав Кинка

 

Также провели исследование мобильности территории и сопредельных участков. Это необходимо для того, чтобы понять сценарии использования сквера, основные практикинапример, выгул собак, прогулка, транзит и определить их время. Также был подсчитан велосипедный и автомобильный трафик. На этом этапе были привлечены волонтеры, о чем мы уже сообщали ранее.

 

Читайте также: Le Balkón: как жить в городе балконов-паразитов

 

Анализ сквера методами социологии: разные практики, разные ожидания

«Отличительная особенность сквера Жанны Лябурб от других городских парков в том, что по периметру, в непосредственной близости от него, располагаются жилые дома. С одной стороны, знание местных жителей о сквере может помочь адаптировать возможный проект ревитализации парка под существующие реалии, а с другой — эта группа людей может оказать существенное сопротивление, если будущие изменения сделают менее комфортной их повседневную жизнь и ограничат возможность реализации существующих потребностей от сквера», — говорит Марина Кошелец, социолог.

Марина Кошелец, социолог

 

В ходе исследования сквера были использованы разные методы социологических исследований, составлены ментальные и тепловые карты местности.

 

«Что социология дает для проектировщика? Понимание отношения людей к этой территории, наличие болевых точек, которые нужно исправлять. Наличие преимуществ, которые не очевидны, но могут быть определены посредством интервью с местными жителями», — говорит Николай Чепелев.

Анализ показал разные сценарии использования сквера. Жители ул. Приморской («низа») используют сквер для вертикального транзита. Для них важно, чтобы при всех вариантах реконструкции сохранялась такая связь.

У жителей бульвара Жванецкого (условного «верха») устоявшихся практик использования сквера, как правило, нет. И только жители условного «бока» — спусков Военного и Маринеско — используют сквер для отдыха.

Спуск Маринеско, пешеходы идут по трамвайному полотну, т.к. нет тротуара. Автор фото: Станислав Кинка

 

Всего 8 % респондентов дали скверу правильное название. Чаще всего границы сквера размыты. Они не определяются в связи с тем, что он захламлен, неухожен и часто единственным определением становятся термины «развалины», «хащи».

Вместе с тем респонденты фиксируют наличие в сквере уникальных объектов материальности: лавовые плиты, старые ливнестоки, подпорные стены. Это позволяет рассматривать его как возможный прообраз продолжения «уголка старой Одессы», где сконцентрированы объекты материальности из разных эпох.

«Объекты материальности распределены по всей территории сквера. Они относятся к разным периодам его исторического развития и не изменены человеческим воздействием.

Расположенные в парке входы в подземелья добавляют его образу загадочности. Романтизация, первозданность, загадочность усиливают аттрактивность нынешнего сквера Жанны Лябурб как „музея под открытым небом“, который сохранил не только свою историю, но и ее ценителей», — подчеркивает Марина Кошелец.

 

Итогом всех исследований стала подготовка расширенного технического задания, которое вобрало в себя синтез всех форм работы со сквером, а также предложения местных жителей.

 

Точка визуального раскрытия у художественного музея. Автор фото: Станислав Кинка

 

Формальная сторона конкурса

Фактически конкурс уже стартовал. Вся информация о месте проектирования будет собрана на онлайн-платформе, через которую также можно будет подать заявку на участие. Официальная дата начала конкурса — 12 ноября 2018 года.

До 12 февраля 2019 года будет проходить регистрация участников конкурса. До 12 марта 2019 года принимаются проекты. Результаты отбора жюри будут оглашены после 18 марта 2019 года.

В жюри входят девять архитекторов: пять из Одессы и четыре из других городов Украины. Они будут оценивать работы, которые будут известны им лишь под шифром. Николай Чепелев уверен, что сложный рельеф проектируемого пространства привлечет многих архитекторов и ландшафтных дизайнеров, которые смогут представить интересные предложения по реновации сквера.

Нынешнее состояние склонов под бульваром Жванецкого. Автор фото: Станислав Кинка

 

По мнению Николая Чепелева, 2/3 парков, скверов и публичных пространств города нуждаются в переосмыслении. При правильном подходе они смогут стать комфортными зонами для отдыха горожан.

 

Единственным ограничением для команд-участников является наличие по крайней мере одного сертифицированного архитектора, что позволит в дальнейшем, в случае победы проекта, заключить с ним контракт на проектирование под строительство.

 

Что почитать

7 фактов об одесском железнодорожном вокзале

Как создать социальный проект? В Одессе презентовали руководство

Архитектурное наследие: дома, которые мы теряем

 

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться