#Учиться #Делать #Отдыхать

Как развивать бизнес в креативной сфере? 4 совета украинских компаний

Мы спросили у украинских креативных предпринимателей, что помогает им держаться на плаву и двигаться вперед.

В разных странах и организациях расходятся мнения на счет того, какие же отрасли относятся к сфере креативных индустрий. По версии проекта Common Space for Creative and Cultural Industries, к креативным индустриям относятся реклама, архитектура, искусство и культура, ремесло, дизайн, мода, музыка, издательское дело, кино и гастрономия. 

 

Участие в международных событиях

В этом году львовский бренд предметов интерьера Grid впервые участвовал в международной выставке Maison & Objet в Париже, которую посещают около 90 тысяч человек. Менеджер бренда Амалия Юсуфова рассказывает, что представить свою продукцию на подобных событиях — удовольствие не из дешевых: «Если бы мы сами занимали такой стенд, то нам бы это стоило около 8-9 тысяч евро». Дополнительно пришлось потратиться на погрузочно-разгрузочные работы (около 100 евро).

 

За участие заплатили 1600 евро, и это только часть стоимости — остальные 65 % профинансированы в рамках программы поддержки EU4Business, которая реализуется ЕБРР.

 

В международных проектах нужно учитывать долгосрочные переговоры: только закончилась одна выставка — сразу же начинаются переговоры о следующей и подготовка новой коллекции. «Мы начали готовиться в мае, как только узнали, что выиграли конкурс и будем участвовать. Командой составили список студий и дизайнеров, которых хотели пригласить на наш стенд, и начали им всем писать. Отвечали мало, если честно», — делится Амалия своей историей.

После Maison & Objet о бренде Grid, как и о других участниках украинского стенда, услышали гораздо больше в Украине, чем во Франции. В отечественных СМИ начали выходить публикации об успешных брендах.

Что касается эффекта на международной арене, то тут Амалия выражает сдержанный оптимизм: «Я не могу сказать, что вижу какой-то суперрезультат. Мне как представителю бренда этоучастие в международной ярмарке точно дало лучшее понимание рынка, прямое общение с потребителем и общение с профессионалами — архитекторами, дизайнерами, декораторами и представителями ритейла. Такие поездки дают более четкое понимание, что интересно и не интересно ритейлу и потребителю в Западной Европе».

 

Объединение участников рынка на одной платформе

Добиваться поставленных целей и тем более двигать вперед индустрию гораздо легче и эффективнее сообща. Но не всегда попытка объединения заканчивается успехом. Например, хорошо стартовавшая в Одессе Ассоциация участников рынка дизайнерской одежды, обуви и аксессуаров показала, что рынок нуждается в подобных инициативах. Однако в силу разных причин Ассоциация просуществовала меньше года.

Лучше складываются дела у фестиваля и дизайн-маркета Гешефт Garage Sale. Хотя он и не является цеховым объединением, но выступает эффективной площадкой для коммуникации и взаимодействия креативных предпринимателей из разных сфер.

Новогодний Гешефт 2018. Источник: https://www.facebook.com/gescheftgaragesale/

 

По словам одного из основателей Гешефт Garage Sale Артема Максимова, первые два года они с Александрой Захаровой организовывали фестиваль в свое удовольствие, но цель объединить вокруг себя творческих людей была всегда: «У нас было представление, какой формат мы хотим получить. Но в 2011 году [когда Гешефт стартовал] это было нереальной задачей, так как практически полностью отсутствовал контент для фестиваля.

Мы собирали его по крупицам, находили альтернативные решения, чтобы собрать нужную тусовку. Мы, с одной стороны, простимулировали появление новых творческих проектов, а с другой — стали нужным и востребованным местом для тех, кто появился независимо от нас в других городах».

 

Годы работы дали свои плоды. На первом Гешефт Garage Sale было представлено 20 участников. В 2018 году количество достигло 250, и их отбирают на конкурсной основе.

 

Новогодний Гешефт 2018. Источник: https://www.facebook.com/gescheftgaragesale/

 

Ценность и цена

Стоит признать, что вопрос ценообразования встает краеугольным камнем поперек горла не только у представителей креативных индустрий. Однако именно стоимость интеллектуальных и творческих усилий тяжелее всего объяснить конечному потребителю.

Александр Затворницкий, шеф и сооснователь крафтовой компании по изготовлению сыровяленой колбасы Local Foodie, говорит, что они с соосновательницей бренда Асей Кучиной всегда ведут диалог с покупателем, но никогда не переубеждают его: «Мы просто руководствуемся фактами.

Источник: https://chorizo.com.ua

 

Например, предлагаем сравнить состав нашей колбасы и сыровяленой колбасы в магазине. Иногда приводим в пример цены на фермерские продукты в Европе — мы значительно дешевле. Хороший продукт, крафтовый, не массового производства не может стоить дешево. И большинство покупателей и интересующихся это понимают.

Источник: https://chorizo.com.ua

 

Крафтовые продукты — нишевые, со своей аудиторией, небольшой пока еще, но понимающей отличия. И важно принять, что гнаться за каждым покупателем не нужно. Нужно образовывать и взращивать

 

Объясняя цену, мы детально рассказываем, из каких продуктов и какого качества приготовлена колбаса и каков процесс ее производства. Когда пользователь узнает, что палочка колбасы высыхает на 40-50 %, у него не возникают вопросы о цене. Покупатели не вникают во множество нюансов крафтового фермерства, но когда вы рассказываете о них и показываете отличия — вопросы отпадают». По словам Александра, они не вступают в дискуссию, если видят, что это не «их» покупатель, а человек, который просто проходил мимо: «Мы всегда рассказываем, как формируется цена, из чего и как мы делаем колбасу, но не убеждаем купить».

 

Работа в новых нишах

Креативный бизнес в Украине только начинает оформляться и развиваться, поэтому в этой сфере есть много новых возможностей и незанятых кластеров. Татьяна Полоник, создательница эстетического журнала о путешествиях по Украине La Boussole и бюро корпоративных медиа Punkt, рассказывает, как и почему ей удалось занять свою нишу: «Четыре года назад в Украине и намека не было на неглянцевые независимые периодические издания, которые зачастую больше походят на книги, нежели на журналы. До сих пор не знаю, как я тогда осмелилась и полезла в эту непростую нишу. Но ни на секунду не пожалела, даже когда у нас не хватало денег, чтобы оплатить печать следующего журнала».

Источник: https://www.facebook.com/laboussole.ua/

 

Так появился журнал La Boussole, который на сегодняшний день вышел на самоокупаемость: он распространяется по подписке и в рознице; денег с продаж хватает напечатать следующий тираж, заплатить гонорары команде, покрыть аренду офиса и логистические затраты. Однако не все так безоблачно: «Мы растем очень медленно. В подобной финансовой модели увеличение тиража сокращает себестоимость одного журнала. А тут столько подводных камней. Стоит увеличить тираж, как тут же возрастает цена на печать, и мы возвращаемся к той же цифре себестоимости», — делится Татьяна.

 

Когда я рассчитываю бюджет и определяю, сколько журналов печатать, то почти уверена, что испытываю те же ощущения, что и азартные игроки: сложно сказать, повезет в этот раз или тебя снова ждет какой-то экономический подвох

 

С бюро корпоративных медиа Punkt дело обстоит несколько иначе: команда предоставляет услугу и издатель определяет, сколько она будет стоить. Татьяна рассказывает, как создавалось бюро: «Le Boussole наполняет меня духовно, но прокормить бы меня он точно не смог, и я, честно, не знаю, когда сможет.

Источник: https://www.facebook.com/laboussole.ua/

 

Punkt появился потому, что стали поступать подобные запросы: проконсультировать по поводу создания журнала внутри компании, что-то сверстать. Однажды я сидела в кофейне „Белый кит“, ко мне подошел Олег Николаев, сооснователь сети Make my cake, и спросил, можем ли мы с нуля сделать для них журнал и сколько это будет стоить. Именно с журнала „Соленая карамель“ мы начали делать корпоративные журналы под разные цели компаний. О финансовой успешности говорить еще рано, но проект сразу стал приносить прибыль».

По словам Татьяны, самый большой риск был и отчасти остается в том, что конечный читатель не всегда может оценить по достоинству проделанную работу, выбор бумаги и ее тактильные свойства, потому что культура чтения красивых изданий в Украине только зарождается.

Источник: https://www.facebook.com/laboussole.ua/

 

Соответственно, если не все люди видят в этом ценность, значит и рынок еще мал. Возможно, именно в этом и заключается главная сложность и драйв креативного предпринимательства в Украине сейчас: быть первопроходцем, развивать культуру потребления интеллектуального продукта и наращивать рынок.

 

Что почитать

Как питаться осознанно и начать c этого свой бизнес

Как создать социальный проект? В Одессе презентовали руководство

Краудфандинг дня: в Одессе собирают деньги на читальный зал во дворике

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект

Подписаться