#Учиться #Делать #Отдыхать

Разговор о реставрации: европейские примеры и одесские реалии

Какие формы реставрации приняты в различных странах, с какими проблемами сталкиваются чиновники и архитекторы в Украине, и какой будет реставрационная политика в Одессе?

В ходе однодневного архитектурного фестиваля «Точки зрения и смыслы», который состоялся 15 марта основное внимание было уделено двум темам: проблемам реставрации и конкурсной процедуре. О конкурсах в Украине и Одессе мы уже сообщали в одной из предыдущих публикаций. Поэтому на этот раз мы решили сделать упор на реставрацию. 

 

Пролог: итальянский кейс

На Италию приходится до 40% мирового архитектурного наследия. Соответственно эта страна испытывает огромное давление, так как сохранение исторических сооружений требует высокой квалификации архитекторов, реставраторов, действенного и понятного законодательства в этой сфере и огромного финансового участия.

«В 1902 г. был принят закон, который выделил города, исторические центры (которые подлежат защите — авт.). Ещё в начале прошлого века в Италии прошла децентрализация, и каждый муниципалитет теперь занимается охраной памятников истории и архитектуры, которые находятся на его территории», — говорит архитектор Мария Янушкевич.

Рим, Колизей, иллюстративное фото

 

В Италии все работы, которые проводятся в домах-памятниках архитектуры, жестко регламентируются. Все работы, вплоть до интерьерных, должны быть согласованы в муниципалитете. Архитектор предварительно разрабатывает проектную и техническую документацию. Без этого вмешательство в здание невозможно. Также архитектор осуществляет технический надзор за реализацией проекта, причем несет ответственность за выполнение своего проектного решения.

 

Регламентация касается даже цвета фасада, формы окон и прочих деталей.

 

В Италии регламентируют даже форму окон и цвет фасада, иллюстративное фото.

 

Охранять, реставрировать, реновировать: пути сохранения архитектурных памятников

Павел Остапенко, начальник управления охраны памятников культурного наследия Одесского городского совета, в своем выступлении рассказал о том, какие трудности возникают у чиновников в связи с несовершенством законодательства.

Сейчас только 30% ремонтных работ, которые проходят в домах-памятниках архитектуры в Одессе фиксируются. Причина: сложность и зарегулированность законодательства, которая делает реставрацию, и даже простой ремонт, в памятнике архитектуры чрезвычайно сложным делом. Чтобы не связываться с бюрократическими процедурами, владельцы делают это без проекта, без технического надзора, часто, нанося урон зданию.

Ранее мы сообщали о домах в историческом центре Одессы, которые нуждаются в реставрации или не дождались ее.

Доходный дом Лерхе на Приморском бульваре

 

По мнению Павла Остапенко необходимо упрощать процедуру согласования и переводить ее на местный уровень. «Мы должны предоставить им (собственникам квартир в домах памятниках архитектуры, и таких домов — авт.) такую процедуру, чтобы согласование можно было получить за неделю, а не за несколько месяцев и даже лет», — говорит Павел Остапенко. Между тем, во многих странах ЕС зданиям, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, дают второй шанс путем реновации.

 

Реновация
 Процесс улучшения, реконструкция, реставрация без разрушения целостности структуры здания, но с изменением функционального назначения объекта.

 

Сейчас в Украине все ещё укоренена теория и практика, что памятники архитектуры не должны менять функционального назначения, что приводит к физической потере многих объектов. «Ещё с советского времени сложилась практика, что реставрация — это единственный способ сохранения памятника [архитектуры]. Памятник должен выглядеть аутентично и нельзя изменять его вид. Если это жилое строение, то оно должно остаться жилым. Но, если местные жители не могут сами отреставрировать здание, а государство не имеет средств, то такой памятник мы можем потерять», — считает Павел Остапенко.

 

Примеры стран ЕС

Жилой дом, район Бейлмер, Амстердам, Голландия.

 

В 1960-е гг. в Амстердаме построили район новых типовых домов. Высота домов составляла 11 этажей, длина — более 400 м. Первоначально задумка была прогрессивной: переселить жителей центра города из неблагоустроенных жилищ, фактически трущоб в современные и комфортабельные квартиры. Но первоначальный план провалился, и район превратился в бедный, значительно удаленный анклав с высоким уровнем преступности.

С 1990-х гг. шал процесс сноса типовых домов. В настоящее время оставили только одно строение. Но была проведена реновация здания. Блоковая конструкция позволила без изменения фасада полностью переработать «начинку».

Вид оставшееся строение в районе Бейлмер

 

Здание сельскохозяйственной фермы, Лещно, Польша.

В зданиях краснокирпичной конюшни и бетонного хранилища для зерна была проведена основательная реновация. Первое здание дополнили новым жилым корпусом, подняли второй этаж, но оставили аутентичные стены. Теперь там, на площади в 9 тыс. кв. м. размещена гостиница, ресторан, зоны для отдыха, даже небольшая капелла. Второе здание переделали под центр для пожилых людей, там есть и медицинский центр, и центр реабилитации, спортивный зал, целый этаж отдан для постояльцев, которым требуется особый уход.

 

Большая часть реновированых зданий занято социальными службами, но гостиница принимает любых постояльцев.

 

Реновированное здание в Лещно, Польша

 

Проект реновации Зеленого театра в Киеве.

В прошлом году появились предложения реновации Зеленого театра в Киеве. Он построен в 1949 г. на руинах крепостного сооружения позапрошлого века. В последние годы это публичное пространство пришло в упадок.

Проект реновации Зеленого театра, Киев

В планах сделать огромную крышу-магнит, кардинальным образом переработать пространство, но оставить ему функцию городского пространства с местами для выступлений, концертов, также планируется там создать галерею современного искусства.

Проект реновации Зеленого театра, Киев

 

В странах ЕС подавляющее большинство подобных реноваций проходит после исследования объекта и проведения архитектурного конкурса.

 

Реставрация: заметки с дискуссионной панели

Что может сохранить историческую застройку центра Одессы, и какие проблемы (а иногда пути их решения) видят эксперты? Штат профессиональных реставраторов невелик, а количество чиновников, которые должны следить за состоянием зданий памятников национального значения просто мизерный. Павел Остапенко привел пример:

«Мы не можем следить за состоянием и повреждением памятников архитектуры национального значения. Во всем министерстве культуры Украины только один (1) человек, который следит за состоянием, фиксирует повреждения, осуществляет инспекцию, контроль и наложение штрафных санкций».

Юрий Никитин — слева, Анатолий Изотов, в центре, Павел Остапенко – крайний справа.

 

Проблема чиновников — недостаток полномочий. Штрафные санкции за повреждение памятников национального значения они не налагают, а могут только сообщить в министерство культуры о нарушении законодательства. Из данной ситуации видится закономерный выход: передача части полномочий контрольного характера на местный уровень, корректировка историко-архитектурного опорного плана, работа с общественными активистами и широкая огласка проводимых работ.

Реставратор Анатолий Изотов, в свою очередь, считает, что улучшить ситуацию может принятие в Одессе местных правил застройки. Подобный документ уже действует в Виннице, Киеве и Львове. Это в некоторой степени позволит ужесточить ответственность за нарушение возникающие в ходе реставрации фасадов, перепланировки и т.д.

Юрий Никитин, общественный активист и представитель движения «Сохраним Одессу сами» более радикален: только прецедент уголовного наказания за уничтожение памятников архитектуры сможет переломить ситуацию.

 

Архитектурный фестиваль «Точки зрения и смыслы» организовала Ассоциация архитекторов Одессы.

 

Что почитать

В Одессе открылась мастерская по переработке пластика

Урбанизация: что ждет украинские города?

7 малоизвестных фактов об Одессе

ForshMag - полезный городской интернет-журнал.
Использование материалов ForshMag разрешено только с предварительного согласия правообладателей при наличии активной ссылки на источник.

О журнале

Связь с редакцией: forshmag@impacthub.odessa.ua
Проект
UKR.NET - новини зі всієї України.

Подписаться